IMPROVING PREVENTION ACTIVITIES OF INFECTIOUS DISEASES DURING PREPARATION AND HOLDING OF THE XXII OLYMPIC WINTER GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES 2014 IN SOCHI


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents data on the implementation of a set of preventive activities to ensure sanitation and epidemiological welfare during the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi. The importance of monitoring and evaluation of epidemiological risk, as the basis of formation of preventive measures is noticed. The questions of specific, and nonspecific prevention of infectious diseases, especially the work done during the pre-Olympic period are considered. The importance of specifically developed regulatory basis, and health education are emphasized. The conclusion about the effectiveness of the measures taken, which led to a significant reduction of infectious diseases in the region is made.

Full Text

Олимпийские игры ввиду широты размаха и исключительного общественного интереса требуют чрезвычайного уровня готовности системы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия принимающей страны для обеспечения безопасности участников, гостей этих массовых мероприятий (ММ), а также местного населения [8]. При этом главная задача - предотвращение и минимизация возможных негативных ситуаций, поэтому профилактическое направление работы имеет решающее значение. Организация любых крупных международных ММ включает тщательную проработку и достоверный расчет всего риска, в том числе в области биологической безопасности, с целью принятия профилактических мер и готовности к адекватному реагированию. Наиболее часто такой риск связан с распространением (вспышками) инфекционных болезней [9, 10]. Существующий эпидемиологический риск как основа формирования направлений профилактической работы. В результате ретроспективного анализа были выделены наиболее существенные аспекты эпидемиологического риска в период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи (2014 г.): возможность осложнения обстановки по местным (эндемичным), актуальным для данного региона инфекциям, в силу различных причин активации путей и факторов передачи, в т.ч. сезонным и природно-очаговым болезням; возможность заноса инфекционных болезней как с коротким, так и с длинным инкубационным периодом, в том числе особо опасных, на которые распространяется действие Международных медико-санитарных правил (2005 г.); существующая угроза совершения террористических актов с применением патогенных биологических агентов. Как свидетельствует опыт ММ, наиболее высок риск вспышек болезней с фекальнооральным и/или аспирационным механизмом передачи возбудителя с коротким инкубационным периодом (грипп и острые респираторные вирусные инфекции, острые кишечные инфекции и др.) [15, 17]. На основании вышесказанного были определены основные направления профилактической работы по предотвращению инфекционных заболеваний. Согласно данным Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (КК), в г. Сочи наблюдается неустойчивая эпидемическая ситуация по острым кишечным инфекциям (ОКИ). В последние годы значительно возросла роль гастроэнтеритов вирусной этиологии, наиболее значимыми этиологическими агентами которых являются ротавирусы. В период с 2009 по 2013 гг. зарегистрировано 21 766 случаев заболевания кишечными инфекциями, среди которых преобладают ОКИ неустановленной этиологии: 16 659 случаев (76,5%). Ротавирусные инфекции составляют 21% от числа всех ОКИ с установленным диагнозом. Норовирусная инфекция в г. Сочи не выявлена, в то время как в Краснодарском крае зарегистрировано 170 случаев. В 2013 г. уровень заболеваемости кишечными инфекциями по г. Сочи регистрировался на уровне 1245,2 на 100 тыс. населения (5254 случая), что в 2,6 раза превышало краевые показатели заболеваемости. В структуре общей заболеваемости кишечными инфекциями традиционно превалировали ОКИ неустановленной этиологии, и в 2013 г. их доля составила 80%. В 2013 г. заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями как в КК, так и в г. Сочи находилась практически на одном уровне с 2012 г., а заболеваемость гриппом значительно возросла: в крае - в 4,9 раза; в г. Сочи - в 15,5 раза, т.е. в Сочи заболеваемость гриппом была в 3,2 раза выше, чем в крае. Важное значение в регионе проведения Олимпийских игр имела эпидемиологическая обстановка по природно-очаговым инфекциям. Благоприятные ландшафтноклиматические условия региона обусловливают многообразие видового состава млекопитающих, являющихся резервуаром природно-очаговых инфекций. В причерноморской полосе КК при эпизоотологических обследованиях ежегодно регистрируются опасные природно-очаговые инфекции: лептоспирозы, риккетсиозы (Ку-лихорадка, марсельская лихорадка), иксодовые клещевые боррелиозы (ИКБ), бешенство, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) с циркуляцией нового высокопатогенного для человека генетического подвида хантавируса Добрава (DOBV-Ар), названного «вирус Сочи». Установлена циркуляция особо опасных вирусов - возбудителей Крымской геморрагической лихорадки (КГЛ), лихорадок Синдбис, Укуниеми, Батаи, энцефалита Дхори [1]. По данным Сочинского противочумного отделения (СПО) Причерноморской ПЧС в районе г. Сочи при эпизоотологическом обследовании, проведенном в июне 2013 г. в окрестностях поселка Красная поляна, в местах приближенных к строительству олимпийских объектов, выявлены возбудители лептоспирозов (в 6,6% проб) и ГЛПС (3,0%). За последние 5 лет (2009 - 2013 гг.) на территории города-курорта Сочи зарегистрировано 17 случаев заболеваний ГЛПС (34,7% от всего количества больных в КК (49). Пик заболеваемости этой инфекцией в зимний период свидетельствует о ее актуальности в период проведения игр. Другая природно-очаговая инфекция с возможным пиком заболеваемости в зимний период - псевдотуберкулез. В Краснодарском крае регулярно регистрируются случаи заболевания псевдотуберкулезом. В течение последних 5 лет наблюдается снижение заболеваемости. Так, в 2009 г. интенсивный показатель заболеваемости на 100 тыс. населения (ИП) составил 7,20 (в Краснодарском крае - 0,61 и в России - 0,79). Однако в 2010 г. заболели всего 2 человека (ИП 0,49), в 2013 выявлен 1 случай заболевания (ИП 0,23). В 2011 г. и в 2012 г. больных псевдотуберкулезом не регистрировали. Заболеваемость кишечным иерсиниозом в Сочи в последние годы не регистрировали. Лишь в 2013 г. отмечено 3 случая ОКИ, обусловленной иерсиниями. В период с 2010 по 2012 гг. в Сочи зарегистрировано 9 случаев заболевания бешенством среди животных. В 2013 г. за медицинской помощью вследствие укусов и повреждений, нанесенных животными, обратились более 2520 человек. Начиная с 2005 г., случаи заболевания гидрофобией людей не регистрируют. Среди природно-очаговых инфекций, переносчиками которых являются кровососущие членистоногие (клещи и комары), ведущее место в краевой патологии принадлежит ик-содовым клещевым боррелиозам (болезни Лайма). Так, в течение 2010 - 2013 гг. в городекурорте Сочи зарегистрировано 17 случаев заболевания ИКБ, что составило 7% от всего числа больных в КК (242 случая). Второе место в краевой инфекционной патологии принадлежит лептоспирозам, резервуаром и переносчиком которых являются мышевидные грызуны. В период с 2009 - 2013 гг. лептоспирозами в г. Сочи заболели 20 человек (9,2% от общего количества зарегистрированных случаев в КК). Территория г. Сочи характеризуется высоким маляриогенным потенциалом. Активные миграционные процессы способствуют заносу возбудителя малярии из зарубежных очагов. С учетом проведения олимпиады в зимнее время риск данных заболеваний был минимальным. Обеспечение профилактического направления борьбы с инфекционными болезнями в период подготовки к Олимпийским играм. С учетом обозначенного риска, оценке его возможного вклада в ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в г. Сочи работа по профилактике инфекционных болезней в г. Сочи осуществлялась по следующим главным направлениям: постоянная и объективная оценка масштабов, характера распространенности, эпидемиологической значимости регистрируемых инфекционных (паразитарных) болезней; мониторинг за возможными вспышечными и эпидемическими ситуациями; эпизоотологический мониторинг; организация и проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; усиление работы санитарно-карантинных пунктов (СКП); проведение активной информационно-разъяснительной работы среди населения; иммунизация населения в рамках национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям (специфическая профилактика); обследование систем горячего водоснабжения гостиничных комплексов и спортивных объектов на колонизацию легионеллами; обеспечение биологической безопасности медицинского персонала при работе с зараженным или подозрительным на зараженность материалом и контактах с инфекционными больными. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и совершенствования мероприятий по профилактике инфекционных болезней в период подготовки и проведения Олимпиады-2014 были изданы ряд приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, постановления санитарно-противоэпидемической комиссии (СПЭК) администрации г. Сочи, разработаны комплексные планы, в которых были определены направления работ по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения Олимпиады-2014. Для качественного и квалифицированного выполнения организационных и профилактических мероприятий были составлены методические указания и рекомендации [2 - 5], в которых определены приоритетные направления по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием, представлена методика количественной оценки уровня потенциальной эпидемической опасности массовых мероприятий по актуальным инфекционным болезням и комплекс мероприятий по предупреждению реализации внешней и внутренней угрозы; определены организация и порядок работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней, включающих проведение эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага и алгоритм принятия решения в целях локализации и ликвидации ситуации. Для обеспечения своевременного проведения профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию эпидемиологической ситуации по кишечным инфекциям, администрацией г. Сочи было издано постановление «О стабилизации заболеваемости острыми кишечными инфекциями в городе Сочи» № 1293 от 24.06.2013 г. Особенностью профилактических мероприятий было проведение «внезапных» обследований сотрудников пищеблоков крупных олимпийских объектов с целью выявления носителей и больных стертыми формами кишечных инфекций. Проведен отбор материала от 996 человек с последующим анализом в лабораториях Ставропольского противочумного института. В результате у 25 сотрудников пищеблоков выявлены ДНК (РНК) возбудителей кишечных инфекций: РНК энтеровируса - 19, ДНК кампилобактера - 3, ДНК сальмонеллы - 3, РНК астровируса - 1, ДНК золотистого стафилококка - 4. Эти сотрудники были отстранены от работы, что позволило снизить риск возможного возникновения и распространения кишечных инфекций вирусной и бактериальной этиологии. В 2012 - 2013 гг. в КК резко обострилась эпидемическая ситуация по кори: зарегистрирован 261 больной, из них в г. Сочи - 161 (61,7%). По результатам проведения эпидемиологического расследования под медицинское наблюдение были взяты 7912 человек, что составило более 70 контактных на 1 заболевшего корью. Окончательные диагнозы установлены в 77 случаях (ИП 1,47), подтвержденных лабораторно в Региональном центре. Из числа клиентской группы заболели 11 человек (21,1%), в т.ч., 10 работников медиацентра и 1 работник оргкомитета. Для профилактики возможности заражения медицинского персонала при контактах с инфекционными больными медицинские учреждения были обеспечены средствами индивидуальной защиты, в том числе одноразовыми масками в количестве 20 тыс. шт., костюмами «Кварц» - 300 шт., костюмами «Садолит» - 530 шт., противочумными костюмами старого (классического) образца - 162 шт., костюмами «Корунд-2» - 27 шт., одноразовыми костюмами врача-инфекциониста - 500 шт. Регламентирован и многократно отработан на учениях порядок действий при выявлении больного особо опасной инфекцией [11]. Было разработано и распространено специальное методическое пособие, отражающее порядок безопасной работы с клиническим материалом и схемы организации доставки проб [7]. Важное значение для профилактики внутрибольничных заражений имел ввод в эксплуатацию в 2012 г. новой инфекционной больницы № 2 Министерства здравоохранения Краснодарского края на 300 коек, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к учреждениям данного профиля. Еще одним профилактическим направлением работы был контроль систем горячего водоснабжения гостиниц и спортивных объектов на наличие возбудителя легионеллеза. С учетом взаимосвязи заболевания с путешествиями («болезнь путешественников») этот вид исследований требовал повышенного внимания. В период, предшествующий массовому заезду гостей и участников Олимпийских игр, было проведено обследование 105 объектов (мест проживания). Контрольные исследования выполнялись и в период проведения мероприятия. Для оценки эпидемического риска легионеллеза был применен следующий алгоритм. Контаминацию воды Legionella pneumophila оценивали количественно с помощью ПЦР и бактериологического метода [6, 13, 14]. При обследовании 105 объектов (376 проб) в 37 в пробах воды обнаружена ДНК легионелл в концентрациях, требующих проведения профилактических мероприятий. На 11 объектах выявлен возбудитель легионеллеза при повторном исследовании, а на 5 - и при третьем. При этом следует отметить, что концентрация ДНК легионелл снижалась при повторных исследованиях, что косвенно позволяло судить об эффективности профилактических мероприятий. Специфическая иммунопрофилактика инфекционных болезней. В период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр была усилена работа по иммунизации населения. В рамках национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям вакцинированы 364 239 человек (против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и др.), в том числе 153 587 детей до 17 лет. С целью совершенствования профилактических мероприятий [12] против гриппа были иммунизированы 21 534 человека, из них медицинских работников - 9952, в т.ч. дополнительно - 1282 медработника, задействованных непосредственно на Олимпийских объектах. Своевременно были приняты меры по повышению иммунного статуса населения против кори [18]. В период проведения Олимпиады-2014 увеличен процент охвата дополнительной иммунизацией против кори жителей г. Сочи с 86,7 до 99,7; только в течение января 2014 г. были дополнительно привиты 12 224 человека из числа взрослого населения; по эпидемическим показаниям в очагах кори вакцинированы 4930 человек. Экономическая эффективность от проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах кори составила 19 8576,6 тыс. рублей [16]. Проведена дополнительная иммунизация декретированных контингентов г. Сочи: против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне, лептоспироза, брюшного тифа - всего 62 247 человек. Профилактика природно-очаговых болезней. В связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой по природно-очаговым инфекциям, главой администрации г. Сочи было издано постановление «Об усилении мероприятий по профилактике природно-очаговых инфекционных заболеваний» № 1292 от 24.06.2013 г. В результате выполнения поставленных задач было организовано выполнение следующих мер: регулярное скашивание травы зеленых зон, парков, скверов, кладбищ; проведение эпизоотологического обследования стационарных точек наблюдения в лесопарковой зоне - ежеквартально, в природных очагах арбо- и хантавирусных инфекций - 2 раза в год (весной и осенью); осуществление микробиологического мониторинга объектов окружающей среды, в том числе рекреационной зоны акватории моря; проведение регулярных уборок, дератизационных работ возле железнодорожного полотна, тоннелей. В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей ГЛПС, лептоспирозами, ИКБ, ЛЗН и другими природно-очаговыми инфекциями, передающимися грызунами и кровососущими членистоногими, были разработаны комплексные планы [1] и изданы постановления СПЭК администрации г. Сочи. В 2013 г. проведено 1397,6 тыс. м2 дезинсекционных и 2188,2 тыс. м2 дератизационных обработок в закрытых помещениях, что составило от 60 до 75% требуемой площади. Обработано от грызунов в открытых стациях с учетом кратности около 40 га. Силами Сочинской городской дезинфекционной станции обработано - 93,4 га. Барьерные обработки против клещей загородных детских летне-оздоровительных учреждений проведены на площади 2406,4 тыс. м2. В рамках профилактической дезинфекции обработано физической площади 34 тыс. м2, оперативной - 43 тыс. м2. Коммерческими организациями обработано физической площади 26,8 тыс. м2, оперативной - 115 тыс. м2. В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей гидрофобией и животных бешенством, были проведены следующие мероприятия: усилена разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения вакцинации животных против бешенства; разработан алгоритм действий в инфекционных очагах, согласно инструкции по борьбе с бешенством; в районах города проводилась сплошная дератизация 2 раза в год; организован мониторинг по выявлению бесхозных собак и кошек, при необходимости принимались меры по их отлову; проведены проверки регистрационных удостоверений на сторожевых собак с отметкой о проведении ежегодной вакцинации против бешенства. Кроме этого, в соответствии с действующими нормативными документами, обеспечено оказание антирабической помощи пострадавшим от укусов животными; лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства, ежегодно проводится профилактическая иммунизация против бешенства; проведен семинар для работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам профилактики бешенства и оказания антирабической помощи. В результате проведенной работы в 2013 г. случаев заболевания животных бешенством не зарегистрировано. Информационно-разъяснительная работа. Важная роль в обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения отводилась информационно-разъяснительной работе. Для анализа ситуации в целом и принятия экстренных мер при решении возникающих проблем Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на период подготовки и проведения Олимпийских игр была создана система консультирования, включающая 10 консультационных пунктов, что позволило разрешать вопросы непосредственно в зонах проведения соревнований и массовых развлекательных мероприятий. Всего за период подготовки и проведения Олимпийских игр реализовано 120 000 экземпляров памяток различной тематики. В 41 медицинский пункт горных деревень было доставлено около 103 000 памяток, касающихся профилактики инфекционных болезней. Благодаря организации дополнительных консультационных пунктов и горячих линий, количество проведенных консультаций, по сравнению с обычным периодом, возросло в 7 раз - примерно со 100 до 700 консультаций в месяц. Потребительскую грамотность повысили более 400 000 человек посредством ознакомления с буклетами, памятками для потребителей и информацией, размещенной на сайтах Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае и информацией, представленной СМИ Краснодарского края. В период проведения Паралимпийских игр через организованные дополнительные пункты участникам и гостям реализовано дополнительно еще около 68 000 памяток, касающихся профилактики инфекционных заболеваний. Профилактика заноса инфекционных болезней. В период подготовки и проведения Олимпиады-2014 была усилена работа санитарно-карантинных пунктов (СКП). На территории города-курорта Сочи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 1724-р определен перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: «Аэропорт Сочи»; многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Адлер-Псоу»; «Морской порт Сочи»; «Грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта». Пункты пропуска МАПП «Адлер-Псоу» и «Морской порт Сочи» функционировали как специализированные. СКП были полностью обеспечены мобильной сотовой связью, защитной одеждой, необходимыми укладками, дезинфицирующими средствами. В основном международные пассажирские перевозки во время проведения Олимпиады-2014 осуществлялись через международный аэропорт Сочи, где пассажиропоток увеличился более чем в 10 раз. С целью недопущения заноса инфекционных болезней на территорию Краснодарского края и города-курорта Сочи был организован круглосуточный контроль в пунктах пропуска через государственную границу. Дополнительно привлечено к работе 5 бригад из состава специалистов, осуществляющих санитарнокарантинный контроль, осмотрено более 25 тыс. пассажиров, в том числе более 7 тыс. пассажиров на круизных лайнерах. В период проведения Паралимпийских игр круглосуточный контроль в пунктах пропуска через государственную границу осуществлялся силами 4 бригад, осмотрено более 7 тыс. пассажиров. Было выявлено 3 лиц, подозрительных на заболевание инфекционными болезнями. В целях комплексного обеспечения биологической безопасности в регионе и на прилегающих территориях, потенциально опасных в плане заноса инфекций, в период с 25.01.2014 г. по 16.03.2014 г. была организована работа специалистов Ставропольского противочумного института на территории Республики Абхазия для оказания методической и практической помощи по стабилизации эпидемиологической обстановки. С целью определения опасности заноса на территорию проведения Олимпийских игр опасных инфекций из-за рубежа специалистами Ставропольского противочумного института осуществлялся постоянный мониторинг и обобщение информационных материалов о заболеваемости инфекционными болезнями в мире. Использовали ресурсы (сайты) http://www.healthmap.org, http://www.promedmail.org, http://www.who.int, http:// rospotrebnadzor.ru/. Информация регулярно размещалась на сайте института www. snipchi. ru. и была использована при планировании профилактических мероприятий и организации работы СКП. Результаты профилактической деятельности по борьбе с инфекционными болезнями в период проведения Олимпиады. За период проведения Олимпийских игр зарегистрировано 556 случаев заболевания ОКИ (ИП 124,9), в т.ч.: 8 случаев сальмонеллеза (ИП 1,8), 8 - дизентерии (ИП 1,8), 128 случаев ОКИ установленной этиологии (ИП 28,7). Удельный вес ОКИ вирусной этиологии составил 45% - в 2,7 раза выше показателя до проведения Олимпийских игр, что, очевидно, связано с улучшением лабораторной диагностики. Удельный вес заболевших детей составил 60% (336 случаев, ИП 367,7). С 24 января по 17 марта 2014 г. персонифицировано, учтено, зарегистрировано и проанализировано 2439 экстренных извещений на инфекционные заболевания и укусы животными, из них ОКИ неуточненной этиологии - 680 (ИП 152,7). Среди клиентских групп по первичным диагнозам было зарегистрировано 43 (ИП 77,5) экстренных извещения ОКИ неуточненной этиологии, из них лабораторно подтвержденных - 37 (ИП 66,6). В результате проведения активной разъяснительной работы среди населения по профилактике ОКИ, усиления лабораторной базы лечебно-профилактических учреждений, реализации мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, наличия необходимого перечня препаратов для диагностики и лечения ОКИ, проведению профилактических прививок заболеваемость острыми кишечными инфекциями снизилась в 5,7 раза, а в связи с улучшением качества клинической и лабораторной диагностики в 5,6 раза улучшилась расшифровка случаев заболевания ОКИ. Экономическая эффективность от проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах острых кишечных инфекций составила 28 200,0 тыс. рублей. В целом, экономическая эффективность от проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний составила 326 512,0 тыс. рублей. При подготовке и проведении Олимпиады-2014 в г. Сочи в основе профилактики инфекционных болезней и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения был реализован системный подход, представляющий собой четко спланированный и организованный эпидемиологический надзор, включающий сбор, передачу, обработку, анализ и оценку эпидемиологической информации для последующего научнообоснованного проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий и формирования эпидемиологического прогноза [16]. Выбор мер и средств предупреждения осложнений эпидемиологической обстановки осуществлялся, исходя из заблаговременной оценки эпидемиологического риска и определения уровня потенциальной эпидемической опасности в отношении конкретных внешней и внутренней биологической угрозы. В период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи своевременно проведенные в оптимальном объеме профилактические мероприятия позволили предотвратить развитие эпидемических осложнений. Совершенствование специфической профилактики заключалось в проведении помимо профилактических прививок в рамках национального календаря и по эпидемическим показаниям, дополнительной иммунизации декретированных контингентов. Повышение качества клинической и лабораторной диагностики инфекционных болезней способствовало этиологической верификации диагнозов и своевременному выявлению источников инфекции. Совершенствование неспецифических мер профилактики заключалось в усилении информационно-разъяснительной работы (система консультирования, памятки, буклеты), проведении внезапных обследований сотрудников пищеблоков крупных олимпийских объектов на группу кишечных вирусных и бактериальных инфекций; ежедневного медицинского освидетельствования работников предприятий общественного питания; усиления работы СКП, разработке ряда методических рекомендаций и указаний. Неспецифическая профилактика природно-очаговых инфекционных болезней в условиях проведения Олимпиады-2014 отличалась от обычных штатных ситуаций, прежде всего, привлечением большего количества специалистов и материальных средств, выделенных для ликвидации вспышек инфекционных болезней, а также необходимостью проведения этой работы в максимально сжатые сроки. Объемы профилактических обработок мест проживания участников и гостей, туристских маршрутов и мест проведения массовых культурных мероприятий были скорректированы в соответствии с результатами эпизоотологического обследования. В структуре профилактических мероприятий в природных очагах значимое место отводили уничтожению грызунов и кровососущих членистоногих. Таким образом, осуществление комплекса профилактических мероприятий, усовершенствованных в рамках специально разработанных нормативно-методических документов, позволило обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, безопасность объектов окружающей среды и пищевых продуктов, не допустить заноса опасных инфекционных болезней и формирования эпидемических очагов в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи. ЛИТЕРАТУРА
×

About the authors

G. G Onischenko

Russian Academy of Sciences

Moscow

I. V Bragina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

E. B Ezhbva

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

Yu. V Demina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

A. A Melnikova

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

N. D Pakskina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

V. P Klindukhov

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

T. V Grechanaya

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

P. N Nikolaevich

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

M. I Balaeva

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

S. Ch Tesheva

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

V. A Biryukov

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

A. N Kulichenko

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

N. F Vasilenko

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

O. V Maletskaya

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

E. A Manin

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

V. G Oroby

territorial Department of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory in Sochi

Sochi, Russia

References

  1. «Комплексный план профилактических мероприятий по заболеваемости лихорадкой Западного Нила на территории Краснодарского края на 2013 - 2015 годы». http://23.rospotrebnadzor.ru/ document (дата обращения 10.11.2014 г.).
  2. Методические рекомендации «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием» (МР 3.1.0079/2-13). http://ohranatruda.ru/ ot_bibHo/ot./153554/ (дата обращения 10.11.2014 г.).
  3. Методические указания «Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий» (МР 3.5.0071-13). http://wwwgarant.ru/products/ipo/prime/doc/70310128/ (дата обращения 10.11.2014 г.).
  4. Методические указания «Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий» (МР 4.2.0070/ 1-13). http://47.rospotrebnadzor.ru/c/document.
  5. Методические указания «Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней» (МУ 3.1.3114/1-13). http://medspecial.ru/forum/forum69/topic2577/ (дата обращения 10.11.2014 г.).
  6. Методические указания «Эпидемиологический надзор за легионеллезной инфекцией» (МУ 3.1.2.2412-08). http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fw/med-wmtuj.htm (дата обращения 10.11.2014 г.).
  7. Организация и порядок проведения лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Методическое пособие. Ставрополь, 2014.
  8. Онищенко ГГ, Куличенко А.Н., Малецкая О.В. и др. Обеспечение защиты от биологических угроз при проведении Олимпийских игр. Пробл. особо опасных инф. 2010, 4 (106): 5-8.
  9. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Зайцева О.А. и др. Опыт стран-организаторов Олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы. Журн. микробиол. 2014, 1: 70-75.
  10. Онищенко Г.Г., Кутырев В.В. (ред.). XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Коллективная монография. Тверь, 2013.
  11. Порядок выявления, учета, госпитализации больных подозрением на инфекционное заболевание и проведения противоэпидемических мероприятий в ходе проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийскийх зимних игр 2014 года в г. Сочи. http://rospotrebnadzor.ru/ documents.
  12. Постановление администрации г. Сочи «О проведении иммунизации населения г. Сочи и лиц, принимающих участие в обслуживании и питании участников и гостей Олимпиады». № 1864 от 13.08.2013 г.
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 28.05.2013 года № 3 «Об иммунизации контингентов, принимающих участие в обслуживании, питании участников и гостей Олимпиады в г. Сочи». http://www.regionz.ru (дата обращения 10.11.2014 г.).
  14. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика легионеллеза» (СП 3.1.2.2626-10). http://www.epidemiolog.ru (дата обращения 10.11.2014 г.).
  15. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М., Медицина, 2001.
  16. Шаханина И.Л. и др. О проведении социально-экономического анализа инфекционных болезней: метод. рек. М., 1987.
  17. Communicable diseases alert and response for mass gatherings: key consideration. Geneva, WHO, 2009.
  18. http://www.sochiadm.ru/upload/iblock/dc0/dc09f56c210cb09bde37a7823b84320c.pdf (дата обращения 10.11.2014 г.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Onischenko G.G., Bragina I.V., Ezhbva E.B., Demina Y.V., Melnikova A.A., Pakskina N.D., Klindukhov V.P., Grechanaya T.V., Nikolaevich P.N., Balaeva M.I., Tesheva S.C., Biryukov V.A., Kulichenko A.N., Vasilenko N.F., Maletskaya O.V., Manin E.A., Oroby V.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-75442 от 01.04.2019 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies