BIOLOGICAL SAFETY: ANALYSIS THE CONTEMPORARY STATE OF THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN RUSSIAN FEDERATION
- Authors: Merinova O.A.1, Тoporkov A.V.1, Merinova L.K.1, Antonova E.V.1, Victorov D.V.1
-
Affiliations:
- Volgograd Research Institute for Plague Control
- Issue: Vol 95, No 3 (2018)
- Pages: 87-96
- Section: REVIEWS
- Submitted: 25.08.2019
- Accepted: 25.08.2019
- Published: 25.07.2018
- URL: https://microbiol.crie.ru/jour/article/view/419
- DOI: https://doi.org/10.36233/0372-9311-2018-3-87-96
- ID: 419
Cite item
Full Text
Abstract
The review expounds the main content issues of biological safety in the modern period. Theproblems of postgraduate education in the field of biological safety through professional retraining and advanced training programs, as well as training of highly qualified specialists were discussed. The need to form a separate specialty “Biological Safety”for specialists in medical and biological profiles was noted.
Full Text
Биологическая безопасность (ББ) является важной проблемой мирового со-общества. Актуальность ее определяется угрозами, исходящими от инфекционных
болезней и их возбудителей, приобретающими в современном мире глобальный
характер [5, 9, 10, 22, 24].
До недавнего времени основное содержание ББ было связано, главным об-
разом, с вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
что в концепции ББ сегодня соответствует ее «узкому формату» [6, 11].
Современный этап эволюции взглядов на биологическую безопасность характе-
ризуется существенным расширением ее основного содержания, что стало след-
ствием возникновения угроз, способных создать в общественном здравоохране -
нии чрезвычайные ситуации (ЧС), масштаб которых сопоставим с угрозой
национальной и международной безопасности [3, 4, 6, 8, 11].
Классификация биологических угроз в настоящее время включает перечень
опасных биологических факторов как естественной природы (инфекционные
заболевания возникающие, возвращающиеся, новые, появляющиеся на новых
территория, природно-очаговые), так и искусственных угроз, обусловленных
профессиональной деятельностью человека (усложнение и интенсификация ис-
следовательских работ с использованием ПБА, неконтролируемое высвобождение
или распространение живых организмов с неустановленными механизмами
влияния на экосистемы, увеличение количества биологически опасных объектов
с предельно допустимыми или полностью исчерпанными техническими и техно-
логическими ресурсами, аварии на объектах, где проводятся работы с патогенны-
ми микроорганизмами) [5, 8, 11, 12, 30].
Отдельное место отводится биологическим угрозам, вызванным актами пред-
намеренного использования ПБА (биоагрессии, биотерроризм, «экологические»
войны). Именно этот вид угроз, как наименее контролируемых, по мнению мно-
гих специалистов, представляет наибольшую опасность для человечества [8, 11,
26, 30]. Ведущие специалисты в области ББ прогнозируют также возможное по-
явление принципиально новых угроз, связанных с передовыми биотехнологиями
(геномными, постгеномными), и созданием биологического («молекулярного
оружия») оружия нового поколения [6, 7, 21, 29, 30].
Очевидна отмеченная многими специалистами необходимость в постоянном
развитии системы биологической безопасности. Формирование широкого взгля-
да на ББ определило ее существенные принципы, заключенные в разработанной
в Российской Федерации системе надзора (мониторинга) в виде верификации,
скрининга, индикации, идентификации, диагностики опасных биологических
ситуаций и контроля за проведением мероприятий профилактического и экс-
тренного характера по локализации и ликвидации ЧС биологического (санитарно-
эпидемиологического) характера [6, 11]. Интеграция России в мировое простран-
ство также диктует необходимость в совершенствовании санитарного зако-
нодательства, модернизации и развитии информационных технологий, создании
специализированных баз данных ПБА и др. [9 — 12].
Таким образом, ББ в современных условиях одновременно с обширной обла-
стью деятельности становится отдельной областью знаний, объединяющей как
практику, так и теорию защиты человека от опасных биотических факторов. С этой
точки зрения биологическую безопасность можно рассматривать как развиваю-
щуюся научно-практическую дисциплину, которая опирается на новейшие дости-
жения эпидемиологии, микробиологии, молекулярной биологии, молекулярной
генетики, вирусологии, молекулярной медицины и других предметных областей.
Подготовка специалистов, обладающих знанием проблемы ББ в ее современ-
ной трактовке, компетентных в различных областях медицинских и биологических
знаний занимает важное место в создании эффективной системы обеспечения
биологической безопасности и рассматривается как одно из приоритетных на-
правлений государственной политики в сфере биологической безопасности [13].
В соответствии с этим, целью обучения специалистов должно стать создание об-
разовательной основы, на которую будет опираться российская система биоло-
гической безопасности, согласованной с российскими образовательными стан-
дартами и существующими международными аналогами [6, 19].
На сегодняшний день совершенствование процесса подготовки специалистов
в области ББ приобретает особую актуальность для учреждений медико-
биологического профиля, поскольку проблема биобезопасности как область
специальных знаний и прикладных разработок в значительной степени имеет
непосредственное отношение к медицине и биологии.
В современных условиях образовательная база по биологической безопасности
должна формировать у специалистов органов здравоохранения готовность к про-
ведению комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий в ЧС, а также
овладение необходимыми для этого знаниями, навыками и техническими приема-
ми. Одновременно расширение концепции ББ требует от специалистов компе-
тенции в разрабатываемых законодательных актах, нормативно-методических
документах, регламентирующих деятельность по безопасной работе с ПБА раз-
личной патогенности, в вопросах санитарной охраны и противодействия био-
терроризму на территории РФ и за ее пределами [6, 9, 10, 22].
Современное состояние российской системы профильного образования и
профессиональной переподготовки в области биологической безопасности де-
монстрирует достаточно эффективные образовательные возможности, прежде
всего, в области дополнительного профессионального образования, регламенти-
рованные законодательными документами и ориентированные на существующие
Санитарные правила, практические руководства, рекомендации ВОЗ и
Международные медико-санитарные правила [1, 2, 25, 27, 29].
Научно-исследовательские организации Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) и
учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоох-
ранения осуществляют образовательную деятельность по биологической безопас-
ности в рамках дополнительного профессионального образования для специали-
стов противочумных учреждений, отделов особо опасных инфекций Центров
гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, учреждений других министерств и
ведомств (Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 1.07.2013 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея-
тельности по дополнительным профессиональным программам»).
Научно-исследовательские противочумные институты ежегодно проводят
курсы профессиональной переподготовки врачей и биологов по утвержден -
ным руководителем Роспотребнадзора программам дополнительного профес-
сионального образования «Бактериология. Основы безопасной работы с патоген-
ными биологическими агентами (ПБА) I — II групп», «Эпидемиоло гия. Основы
безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I — II групп»,
«Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции», содержащие разделы по био-
логической безопасности.
Указанные программы предполагают всестороннюю подготовку специалистов
по разделам микробиологии, эпидемиологии, эпизоотологии, генетики, иммуно-
логии, клинике, лечению, профилактике, лабораторной диагностике инфекций,
в том числе, требующих проведения мероприятий по санитарной охране терри-
тории Российской Федерации, а также способных вызывать чрезвычайные си-
туации в области общественного здравоохранения, имеющие международное
значение. Определенное внимание уделяется также социально значимым инфек-
ционным болезням, инфекциям, представляющим опасность для окружающих
или составляющие национальную и региональную проблему. Практические раз-
делы программ направлены на приобретение слушателями навыков в лаборатор-
ной диагностике, соответствующих современным алгоритмам и методам специфи-
ческой индикации и идентификации ПБА I — IV групп. По программе
«Эпидемиология. Основы безопасной работы с патогенными биологическими
агентами (ПБА) I — II групп» дополнительно проводится обучение слушателей
принципам, стратегии и тактике работы врача-эпидемиолога при возникновении
чрезвычайных ситуаций с эпидемическими последствиями, что предусматривает
решение ситуационных эпидемиологических задач, максимально приближенных
к реальным условиям, составленных на конкретных примерах выявления, лока-
лизации и ликвидации вспышек и эпидемий особо опасных инфекционных бо-
лезней (чума, холера, бруцеллез, сибирская язва, туляремия).
Программа «Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции» направлена на при-
обретение современных теоретических знаний, профессиональных навыков и уме -
ний, необходимых для работы в природных очагах зоонозных инфекций.
Одновременно программа включает сведения, касающиеся действующей на террито-
рии Российской Федерации законодательной, нормативно-методической докумен-
тации в области санитарно-эпидемиоло гического благополучия населения, санитар-
ной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных инфекций.
Необходимо отметить, что реализуемые в Научно-исследовательских противо-
чумных институтах Роспотребнадзора программы профессиональной перепод-
готовки носят фундаментальный характер и отличаются широким образователь-
ным диапазоном, позволяющим слушателям получать не только специальные
теоретические знания, но приобретать практические навыки безопасной работы
с ПБА I — IV групп в процессе реальных диагностических исследований с ис-
пользованием вакцинных штаммов опасных патогенов и их имитаторов.
Наряду с курсами профессиональной переподготовки обучение специалистов
медицинского и биологического профиля по вопросам ББ проводится в цикле
образовательных программ повышения квалификации. На сегодняш ний день
разработано несколько таких программ: «Бактериология. Инфекционные болез-
ни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории
Российской Федерации», «Эпидемиология. Инфекцион ные болезни, требующие
проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской
Федерации», «Лабораторная микология», «Зоология», «Лабораторная диагности-
ка и эпидемиологический надзор за холерой», «Бактериология», «Особо опасные
инфекции», «ПЦР в диагностике инфекционных болезней и индикации патоген-
ных микроорганизмов». Перечислен ные программы составлены с учетов совре-
менного состояния знаний в соответствующих им профильных дисциплинах,
одновременно они знакомят слушателей с новыми методами и приемами про-
ведения различных исследований с соблюдением требований биологической
безопасности.
Для получения дополнительного профессионального образования в сфере
биологической безопасности специалистами Российского научно-иссле-
довательского противочумного института «Микроб» в последние годы были раз-
работаны программы «Биологическая безопасность», «Противодействие биотер-
роризму», «Санитарная охрана территории Российской Федерации».
Программа повышения квалификации «Биологическая безопасность» преду-
сматривает совершенствование у обучающихся знаний и навыков в области обе-
спечения биобезопасности при организации и проведении всех видов работ с ПБА,
в том числе, в очагах особо опасных инфекций. Цикл усовершенствования вклю-
чает теоретические разделы по биологической безопасности с оценкой биологи-
ческих угроз и рисков, вопросы противодействия биологическому терроризму с
акцентом на вероятные агенты биотерроризма, а также вопросы проведения
специфической индикации и идентификации патогенных биологических агентов
I — II групп.
Программа повышения квалификации «Противодействие биотерроризму»
рассчитана на широкий круг слушателей — врачей-бактериологов, врачей-
эпидемиологов противочумных учреждений, лабораторий ООИ Центров гигиены
и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, а также специалистов
управления Роспотребнадзора, учреждений других министерств и ведомств, уча-
ствующих в предупреждении и ликвидации санитарно-эпидемиологических по-
следствий чрезвычайных ситуаций. Программа направлена на совершенствование
теоретических знаний, профессиональных навыков и умений, необходимых для
организации и проведения мероприятий по ликвидации медико-санитарных по-
следствий биотеррористического акта и связанной с ним чрезвычайной ситуации
в области санитарно-эпиде миологического благополучия населения противо-
действию биотерроризму. Содержание программы касается вопросов современной
концепции биобезопасности, биологического терроризма, организации обеспе-
чения биологической безопасности и биозащиты бактериологических лаборато-
рий; проведения специфической индикации и диагностики особо опасных ин-
фекций; организации, взаимодействия специализированных формирований
Рос потребнадзора с лечебно-профилактическими подразделениями и учрежде-
ниями других служб и ведомств, участвующих в ликвидации последствий био-
логических террористических актов с применением ПБА.
Программа «Санитарная охрана территорий Российской Федерации» готовит
специалистов учреждений Роспотребнадзора с высшим медицинским образова-
нием к проведению мероприятий по санитарной охране территории Российской
Федерации, включая санитарно-карантинный контроль в автомобильных, воз-
душных, морских, речных, железнодорожных пунктах пропуска через государ-
ственную границу Российской Федерации.
В предлагаемых образовательных циклах значительное место занимает под-
готовка персонала к овладению современными алгоритмами и методами лабора-
торной диагностики особо опасных инфекций, которые применяются не только
в стационарных лабораториях, но и в полевых условиях. Учебные планы занятий
содержат подробное рассмотрение вопросов биобезопасности на примере нацио-
нальных правил, Рекомендаций ВОЗ и правил по биобезопасности США,
Европейского Союза и Канады [25, 27, 29]. Учебный процесс организован с обя-
зательным использованием средств индивидуальной защиты и соблюдением ре-
гламентированных СП правил биологической безопасности. Лабораторные по-
мещения, предназначенные для проведения занятий, оборудованы инженерными
системами биологической безопасности, предусмотренными соответствующими
современными международными нормами [1, 2].
Отдельное внимание уделено вопросам профессионального риска сотрудников
микробиологических лабораторий и мерам по его снижению. Именно высокий
уровень профессиональной подготовки персонала микробиологических лабора-
торий, знание потенциальных источников и причин возможного заражения по-
зволят снизить профессиональный риск для сотрудников, осуществляющих ра-
боту с патогенными биологическими агентами [6, 20, 28].
Обязательной частью процесса обучения стали сертификационные тесты, по-
зволяющие оптимизировать возможность проверки знаний слушателей и их са-
мообучение. С этой целью в РосНИПЧИ «Микроб» разработана компьютерная
программа «Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил
биологической безопасности работ с биологическими патогенными агентами I II
групп», включающая разделы «Биобезопасность: правила работы с патогенными
микроорганизмами в вопросах и ответах». Сертификационные тестовые задания
в рамках учебных программ профессиональной переподготовки врачей и био-
логов «Бактериология. Основы безопасной работы с патогенными биологически-
ми агентами (ПБА) I — II групп» и повышения квалификации врачей и биологов
«Бактериология. Инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий
по санитарной охране территории Российской Федерации», подготовлены также
в Волгоградском НИПЧИ. Содержание тестов предполагает дифференцирован-
ный подход к контролю знаний специалистов разного профиля и уровня допуска
к работе с ПБА.
Наряду с перечисленными программами профессиональной переподготовки
и повышения квалификации в Научно-исследовательских противочумных инсти-
тутах разработана и реализуется специальная программа «Подготовка личного
состава специализированных противоэпидемических бригад для работы в чрез-
вычайных ситуациях». Кроме того, в РосНИПЧИ «Микроб» проводится обучение
по программе «Подготовка по биологической безопасности членов специализи-
рованных противоэпидемических бригад с инженерно-техническим образовани-
ем».
Основу этих программам составляют положения нормативно-методических
документов, регламентирующих функционирование СПЭБ, действующие зако-
нодательные и нормативно-методические документы по безопасности работы с
ПБА, методические руководства по подготовке специализированных противоэпи-
демических бригад для работы в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 24.03.2015 № 231 «О деятель-
ности специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на
базе противочумных институтов Роспотребнадзора», СПЭБ является мобильным
формированием Роспотребнадзора постоянной готовности, экстренного реаги-
рования и автономного функционирования, использующим современные диа-
гностические, информационные технологии и оборудование, имеющим квали-
фицированный кадровый состав, способный решать задачи по ликвидации и
предупреждению ЧС [6, 18]. Подготовка специалистов для работы в СПЭБ вклю-
чает также получение знаний в области выявления и оценки рисков, возникающих
при функционировании СПЭБ, применения технологий управления рисками и
проведение учений и занятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
с использованием мобильных лабораторий.
Среди учреждений Роспотребнадзора образовательную деятельность по под-
готовке и повышению квалификации специалистов проводят ГНЦ вирусологии
и биотехнологии «Вектор» по профилю биологической безопасности при работе
с вирусами, в том числе I — II групп патогенности, и Государствен ный научный
центр прикладной микробиологии и биотехнологии Рос потребнадзора по про-
граммам «Химическая, биологическая и бактериологическая безопасность.
Основы безопасной работы» для слушателей со средним и высшим инженерным,
техническим или технологическим образованием и «Биологическая безопасность
и биозащита» для лиц с высшим и средним медицинским, медико-биологическим,
биологическим, фармацевтическим, ветеринарным, техническим образованием.
Для слушателей, имеющих медико-биологическое, биологическое, фармацевти-
ческое, ветеринарное, техническое образование дополнительно реализуется про-
грамма «Прикладные аспекты биологической безопасности».
Помимо перечисленных специализированных учреждений медико-
биологического профиля последипломное профессиональное образование в
области биологической безопасности осуществляет также ряд учебных заведений
высшего профессионального медицинского и биологического образования и
учреждений науки. В частности, в Первом московском государственном меди-
цинском университете им. И.М.Сеченова (медико-профилактический факультет
послевузовского профессионального образования) разработана программа
«Управление биологической безопасностью». Программа направлена на повы-
шение профессиональной подготовки специалистов в области биологической
безопасности и включает изучение принципов и основ организации систем
управления биологической безопасностью, процедур и международных практик
работы научно-исследовательских лабораторий уровней защиты BSL1-2, био-
технологических и микробиологических производств, клинических лабораторий;
ознакомление с условиями и методами, обеспечивающими безопасность работы
с биологическими агентами, соответствующими уровню международных требо-
ваний к обеспечению биологической безопасности в микробиологических лабо-
раториях и производствах.
Некоторые университеты предлагают программы по биотехнологии и био-
логической безопасности, ориентированные на студентов и широкий круг спе-
циалистов медико-биологического профиля и реализуются в форме лекционных
циклов и тематических семинаров. Этой цели служат также издаваемые практи-
ческие руководства, монографии и периодически публикуемые материалы, по-
священные различным вопросам биологической безопасности [5, 17, 23].
Однако изначальная подготовка не может считаться вполне достаточной для
эффективного выполнения профессиональных функций. Поэтому ряд исследо-
вателей указывает на необходимость целенаправленно формировать у специали-
стов комплекс знаний и навыков, необходимых для определенных видов деятель-
ности, которые в современном понимании определяются как «совокупность
компетенций» [6, 14]. С этой целью для обеспечения безопасной работы с ПБА в
программы обучения введен раздел «Профессиональные требования», разработан
спектр общих и предметных (профессиональных) компетенций, составляющих
модель компетентного специалиста в области ББ [16].
В рамках проблематики настоящего обзора в обсуждении нуждаются вопросы,
касающиеся подготовки специалистов высшей квалификации. В существующем
сегодня перечне направлений подготовки кадров высшей квалификации по про-
граммам обучения научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ
Министерства образования и науки № 1061 от 12 сентября 2013 года) отсутствует
квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» по профилю «био-
логическая безопасность» и отсутствует соответствующий ей ФГОС. Нельзя не
отметить, что квалификация «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь»
относятся к различным видам деятельности, которые осуществляются в различных
учреждениях. Совершенно очевидно, что квалификация «Преподаватель-
исследователь» может быть присвоена специалисту высшего учебного заведения,
тогда как реальные проблемы ББ решаются профильными специалистами и тре-
буют подготовки в специализированных областях знаний (эпидемиология, микро-
биология, биотехнология и т.д.).
Кроме того, на основании «Таблицы соответствия» отдельных направлений
подготовки специалистов высшего образования, перечень которых утвержден
данным приказом министерства образования и науки Российской Федерации и
«Номенклатуры специальностей научных работников» (Письмо МОН РФ от
06.11.2013 г. № АК-2589/05 «О таблице соответствия»), подготовка научно-
педагогических кадров в аспирантуре по специальности 05.26.06 «Химическая,
биологическая и бактериологическая безопасность» проводится по направлению
20.06.01 «Техносферная безопасность».
При этом направление подготовки кадров 20.06.01 «Техносферная безопас-
ность» включает наряду со специальностью 05.26.06 «Химическая, биологическая
и бактериологическая безопасность» ряд других, в соответствии с номенклатурой
специальностей научных работников, утвержденной Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59. Однако,
за исключением 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», все остальные
специальности, по которым ведется подготовка кадров высшего образования,
относятся к различным отраслям технических наук и лишь отчасти охватывают
предметные области биологической безопасности.
В свою очередь, в паспорт специальности 05.26.06 «Химическая, биологиче-
ская и бактериологическая безопасность» также входит четыре отрасли науки:
химические, технические, биологические и медицинские. Частично медицинский
и биологический профиль ББ отражает «Формула специальности», в которой
биомедицинские аспекты относятся к разработке научных основ биологической
и бактериологической безопасности, технологий и средств защиты от воздействия
опасных биологических и бактериологических факторов, планированию угроз и
ликвидации последствий, вызванных этими факторами. «Области исследований»
специальности 05.26.06 «Химическая, биологическая и бактериологическая без-
опасность» также включают различные специализированные направления.
Таким образом, как следует из приведенных данных, область подготовки спе-
циалистов, обозначенная как 05.26.06 «Химическая, биологическая и бактерио-
логическая безопасность», представлена обширным перечнем самостоятельных
отраслей знаний и соответствующих им направлений исследований, которые с
учетом их специфики могут рассматриваться в рамках отдельных специальностей.
В то же время, в паспорте специальности 05.26.06 «Химическая, биологическая и
бактериологическая безопасность» в разделах «Формула специальности» и
«Области исследований» нет четкого разграничения между понятиями «биологи-
ческая» и «бактериологическая» безопасность, тогда как, с точки зрения совре-
менной трактовки ББ, «бактериологическая безопасность» является лишь част -
ным определением «биологической безопасности».
Все сказанное позволяет считать вполне обоснованной необходимость фор-
мирования отдельной специальности «Биологическая безопасность» с медицин-
ским и биологическим профилем, включая ветеринарные науки, тем более, что
по направлению подготовки 06.06.01 «Биологические науки» специальность «био-
логическая безопасность» не представлена в принципе.
В настоящее время, образовательную деятельность в рамках подготовки
научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура) по биоло-
гической безопасности из научно-исследовательских организаций Роспотреб-
надзора осуществляет лишь РосНИПЧИ «Микроб» по специальности 05.26.02
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям). Исходя из «Формулы
специальности» и «Области исследований», подготовка аспирантов проводится с
учетом актуальных проблем обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуаци-
ях природного, техногенного, биолого-социального и военного характера.
Последипломное профессиональное образование по программам подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 20.00.00
«Техносферная безопасность и природообустройство» по специальности 05.26.02
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям) реализуется также в
ряде организаций высшего профессионального образования различ ной ведом-
ственной принадлежности.
Необходимо заключить, что как в образовательных учреждениях медицинско-
го, ветеринарного и биологического профиля, так и в специализированных
научно-исследовательских учреждениях отсутствует подготовка по специальности
«Биологическая безопасность», как и соответствующая специальность ВАК, что
создает трудности при планировании и представлении к защите диссертаций,
выполненных в таких учреждениях.
Таким образом, развитие концепции биологической безопасности и ее обе-
спечения в современных условиях диктует необходимость в постоянном совер-
шенствовании системы профильного высшего и дополнительного профессио-
нального образования в этой области. Необходимость обеспечения биологической
безопасности и управления биологическими рисками в таких областях научно-
практической деятельности как эпидемиология, микробиология, иммунология,
биологическая токсикология, молекулярная биология, генетика микроорга -
низмов, лабораторная и промышленная биотехнология, клиническая лаборатор-
ная диагностика требует разработки, внесения изменений и дополнений в стан-
дарты обучения и содержание образовательных программ по биологической
безопасности в рамках дополнительного профессионального образования (про-
фессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов), а
также подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) с формированием
отдельной специальности «Биологическая безопасность» для специалистов ме-
дицинского и биологического профиля.
About the authors
O. A. Merinova
Volgograd Research Institute for Plague Control
Email: fake@neicon.ru
к.м.н.,
400131, Волгоград, ул. Голубинская, 7
(8442)37-37-74
РоссияA. V. Тoporkov
Volgograd Research Institute for Plague Control
Email: fake@neicon.ru
Россия
L. K. Merinova
Volgograd Research Institute for Plague Control
Author for correspondence.
Email: fake@neicon.ru
Россия
E. V. Antonova
Volgograd Research Institute for Plague Control
Email: fake@neicon.ru
Россия
D. V. Victorov
Volgograd Research Institute for Plague Control
Email: fake@neicon.ru
Россия
References
- Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.3.3118-13. Бюл. норм. и метод. докум. Госэпиднадзора. 2013, 3: 13 — 95-115.
- Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.3.2322-08. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 2009.
- Биологическая безопасность. М., Медицина, 2006.
- Биологическая безопасность. Термины и определения. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева. М., Медицина, 2011.
- Ковтун А.Л., Поклонский Д.Л. Анализ значимости технологий двойного назначения в современном рассмотрении проблем биологической безопасности. Молекулярная медицина. 2012, 5: 17-24.
- Ляпин М.Н. Научное обоснование и совершенствование нормативно-методической базы профилактических (противоэпидемических) мероприятий на биологически опасном объекте: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2016.
- Ляпин М.Н., Ежов И.Н., Дроздов И.Г., Кутырев В.В. Эволюция взглядов на проблему биобезопасности и формирование области специальных знаний. Молекулярная медицина. 2006, 3: 15-19.
- Онищенко Г.Г., Сандахчиев Л.С., Нетесов С.В., Мартынюк Р.А. Биотерроризм: национальная и глобальная угроза. Вестник РАН. 2003, 73: 195-204.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 1. Концептуальные основы биологической безопасности. Вестник РАМН. 2013, 10: 4-13.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 2. Понятийная, терминологическая и определительная база биологической безопасности. Вестник РАМН. 2013, 11: 4-11.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 3. Научное обеспечение национального норматирования широкого формата биологической безопасности. Вестник РАМН. 2014, 11: 118-127.
- Онищенко Г.Г. О мерах по обеспечению биологической безопасности на территории Российской Федерации. Журн. микробиол. 2008, 5: 54-57.
- Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Приказ Президента РФ от 1.11. 2013 № Пр-2573.
- Пермяков О.Е., Менькова С.В. П.26. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М., ФИРО, 2010.
- Победимская Д.Д., Боровик Р.В., Коломбет Л.В., Тюрин Е.А., Нетесов С.В., Ремнев Ю.В., Пальцев М.А. Разработка и опыт реализации образовательной программы «Управление биологической безопасностью». Молекулярная медицина. 2009, 5: 5-10.
- Попов Ю.А., Малюкова Т.А., Тихомирова Л.А., Кутырев В.В. Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации. Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016, 1: 11-18.
- Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. Под ред. Г.Г.Онищенко. М., 2003.
- Пчелинцева М.В. Совершенствование нормативно-методического обеспечения системы противоэпидемических мероприятий при проведении работ с возбудителями инфекционных болезней в мобильных лабораториях специализированных противоэпидемических бригад: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2002.
- Симонова Е.Г. Научно-методические и организационные основы системы управления эпидемическим процессом: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2010.
- Симонова Е.Г. Разработка профилактических программ на основе оценки эпидемиологического риска. М., Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014.
- Суранова Т.Г., Никифорова В.В. Состояние нормативной правовой базы по классификации биологических угроз. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2016, 21: 188-195.
- Шкарин В.В., Ковалишена О.В. Новые инфекции: систематизация, проблемы, перспектива. Н. Новгород, НГМА, 2012.
- Biorisk management. Laboratory biosecurity guidance. World Health Organization. 2013: Available from: http://www.who.int/csr/resources/publications/biosafety/WHO_CDS_EPR_20066.pdf.
- Biosafety and the environment. An introduction to the Cartagena Protocol on Biosafety. United Nations Environment Programme DEC/Information Unit for Conventions International Environment House, Geneva11-13, CH-1219, Switzerland. iuc@unep.ch, www.unep.orgGE.03-01836/E.
- Guidance on regulations for the transport of infectious substances 2009-2010 WHO-2008. World Health Organization [cited 2013 April 17]. Available from: http://www.who.int/csr/resources/publications/biosafety/WHO_HSE_EPR_2008_10.pdf.
- James B. Petro, Theodore R. et al. Biotechnology: Impact on Biological Warfare and Biodefense. J. Bioterr and Biodef. 2003, 1: 161-167. http://www.medscape.com/viewarticle/462541 (accessed October 14, 2009).
- Laboratory Biorisk Management Standard (CWA 15793:2008). Canada. 2008, 7-41. Available from: www.cen.eu/CENORM/sectors/technicalcommitteesworkshops/workshops/ws31.asp.
- Perkins D., Danskin K. On the Front Line of Biodefense: The U.S. Department of Health and Human Services Support to International Biological Risk Management Regimes. J. Bioterr. Biodef. 2011, 2: 111.
- Public health response to biological and chemical weapons: WHO guidance World Health Organization. 2004. Available from: http://www.who.int/csr/delibepidemics/biochemguide/en.
- Suk G., Zmorzynska A., Hunger I. et al. Dual-use research and technological diffusion: reconsidering the bioterrorism threat spectrum. PLoS Pathog. 2011, 7: 111.