БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Авторы: Меринова О.А.1, Топорков А.В.1, Меринова Л.К.1, Антонова Е.В.1, Викторов Д.В.1
-
Учреждения:
- Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
- Выпуск: Том 95, № 3 (2018)
- Страницы: 87-96
- Раздел: ОБЗОРЫ
- Дата подачи: 25.08.2019
- Дата принятия к публикации: 25.08.2019
- Дата публикации: 25.07.2018
- URL: https://microbiol.crie.ru/jour/article/view/419
- DOI: https://doi.org/10.36233/0372-9311-2018-3-87-96
- ID: 419
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В обзоре изложено основное содержание проблемы биологической безопасности в современный период. Обсуждаются вопросы последипломного образования в области биологической безопасности по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также вопросы подготовки специалистов высшей квалификации. Отмечена необходимость формирования отдельной специальности «Биологическая безопасность» для специалистов медицинского и биологического профилей.
Полный текст
Биологическая безопасность (ББ) является важной проблемой мирового со-общества. Актуальность ее определяется угрозами, исходящими от инфекционных
болезней и их возбудителей, приобретающими в современном мире глобальный
характер [5, 9, 10, 22, 24].
До недавнего времени основное содержание ББ было связано, главным об-
разом, с вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
что в концепции ББ сегодня соответствует ее «узкому формату» [6, 11].
Современный этап эволюции взглядов на биологическую безопасность характе-
ризуется существенным расширением ее основного содержания, что стало след-
ствием возникновения угроз, способных создать в общественном здравоохране -
нии чрезвычайные ситуации (ЧС), масштаб которых сопоставим с угрозой
национальной и международной безопасности [3, 4, 6, 8, 11].
Классификация биологических угроз в настоящее время включает перечень
опасных биологических факторов как естественной природы (инфекционные
заболевания возникающие, возвращающиеся, новые, появляющиеся на новых
территория, природно-очаговые), так и искусственных угроз, обусловленных
профессиональной деятельностью человека (усложнение и интенсификация ис-
следовательских работ с использованием ПБА, неконтролируемое высвобождение
или распространение живых организмов с неустановленными механизмами
влияния на экосистемы, увеличение количества биологически опасных объектов
с предельно допустимыми или полностью исчерпанными техническими и техно-
логическими ресурсами, аварии на объектах, где проводятся работы с патогенны-
ми микроорганизмами) [5, 8, 11, 12, 30].
Отдельное место отводится биологическим угрозам, вызванным актами пред-
намеренного использования ПБА (биоагрессии, биотерроризм, «экологические»
войны). Именно этот вид угроз, как наименее контролируемых, по мнению мно-
гих специалистов, представляет наибольшую опасность для человечества [8, 11,
26, 30]. Ведущие специалисты в области ББ прогнозируют также возможное по-
явление принципиально новых угроз, связанных с передовыми биотехнологиями
(геномными, постгеномными), и созданием биологического («молекулярного
оружия») оружия нового поколения [6, 7, 21, 29, 30].
Очевидна отмеченная многими специалистами необходимость в постоянном
развитии системы биологической безопасности. Формирование широкого взгля-
да на ББ определило ее существенные принципы, заключенные в разработанной
в Российской Федерации системе надзора (мониторинга) в виде верификации,
скрининга, индикации, идентификации, диагностики опасных биологических
ситуаций и контроля за проведением мероприятий профилактического и экс-
тренного характера по локализации и ликвидации ЧС биологического (санитарно-
эпидемиологического) характера [6, 11]. Интеграция России в мировое простран-
ство также диктует необходимость в совершенствовании санитарного зако-
нодательства, модернизации и развитии информационных технологий, создании
специализированных баз данных ПБА и др. [9 — 12].
Таким образом, ББ в современных условиях одновременно с обширной обла-
стью деятельности становится отдельной областью знаний, объединяющей как
практику, так и теорию защиты человека от опасных биотических факторов. С этой
точки зрения биологическую безопасность можно рассматривать как развиваю-
щуюся научно-практическую дисциплину, которая опирается на новейшие дости-
жения эпидемиологии, микробиологии, молекулярной биологии, молекулярной
генетики, вирусологии, молекулярной медицины и других предметных областей.
Подготовка специалистов, обладающих знанием проблемы ББ в ее современ-
ной трактовке, компетентных в различных областях медицинских и биологических
знаний занимает важное место в создании эффективной системы обеспечения
биологической безопасности и рассматривается как одно из приоритетных на-
правлений государственной политики в сфере биологической безопасности [13].
В соответствии с этим, целью обучения специалистов должно стать создание об-
разовательной основы, на которую будет опираться российская система биоло-
гической безопасности, согласованной с российскими образовательными стан-
дартами и существующими международными аналогами [6, 19].
На сегодняшний день совершенствование процесса подготовки специалистов
в области ББ приобретает особую актуальность для учреждений медико-
биологического профиля, поскольку проблема биобезопасности как область
специальных знаний и прикладных разработок в значительной степени имеет
непосредственное отношение к медицине и биологии.
В современных условиях образовательная база по биологической безопасности
должна формировать у специалистов органов здравоохранения готовность к про-
ведению комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий в ЧС, а также
овладение необходимыми для этого знаниями, навыками и техническими приема-
ми. Одновременно расширение концепции ББ требует от специалистов компе-
тенции в разрабатываемых законодательных актах, нормативно-методических
документах, регламентирующих деятельность по безопасной работе с ПБА раз-
личной патогенности, в вопросах санитарной охраны и противодействия био-
терроризму на территории РФ и за ее пределами [6, 9, 10, 22].
Современное состояние российской системы профильного образования и
профессиональной переподготовки в области биологической безопасности де-
монстрирует достаточно эффективные образовательные возможности, прежде
всего, в области дополнительного профессионального образования, регламенти-
рованные законодательными документами и ориентированные на существующие
Санитарные правила, практические руководства, рекомендации ВОЗ и
Международные медико-санитарные правила [1, 2, 25, 27, 29].
Научно-исследовательские организации Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) и
учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоох-
ранения осуществляют образовательную деятельность по биологической безопас-
ности в рамках дополнительного профессионального образования для специали-
стов противочумных учреждений, отделов особо опасных инфекций Центров
гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, учреждений других министерств и
ведомств (Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 1.07.2013 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея-
тельности по дополнительным профессиональным программам»).
Научно-исследовательские противочумные институты ежегодно проводят
курсы профессиональной переподготовки врачей и биологов по утвержден -
ным руководителем Роспотребнадзора программам дополнительного профес-
сионального образования «Бактериология. Основы безопасной работы с патоген-
ными биологическими агентами (ПБА) I — II групп», «Эпидемиоло гия. Основы
безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I — II групп»,
«Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции», содержащие разделы по био-
логической безопасности.
Указанные программы предполагают всестороннюю подготовку специалистов
по разделам микробиологии, эпидемиологии, эпизоотологии, генетики, иммуно-
логии, клинике, лечению, профилактике, лабораторной диагностике инфекций,
в том числе, требующих проведения мероприятий по санитарной охране терри-
тории Российской Федерации, а также способных вызывать чрезвычайные си-
туации в области общественного здравоохранения, имеющие международное
значение. Определенное внимание уделяется также социально значимым инфек-
ционным болезням, инфекциям, представляющим опасность для окружающих
или составляющие национальную и региональную проблему. Практические раз-
делы программ направлены на приобретение слушателями навыков в лаборатор-
ной диагностике, соответствующих современным алгоритмам и методам специфи-
ческой индикации и идентификации ПБА I — IV групп. По программе
«Эпидемиология. Основы безопасной работы с патогенными биологическими
агентами (ПБА) I — II групп» дополнительно проводится обучение слушателей
принципам, стратегии и тактике работы врача-эпидемиолога при возникновении
чрезвычайных ситуаций с эпидемическими последствиями, что предусматривает
решение ситуационных эпидемиологических задач, максимально приближенных
к реальным условиям, составленных на конкретных примерах выявления, лока-
лизации и ликвидации вспышек и эпидемий особо опасных инфекционных бо-
лезней (чума, холера, бруцеллез, сибирская язва, туляремия).
Программа «Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции» направлена на при-
обретение современных теоретических знаний, профессиональных навыков и уме -
ний, необходимых для работы в природных очагах зоонозных инфекций.
Одновременно программа включает сведения, касающиеся действующей на террито-
рии Российской Федерации законодательной, нормативно-методической докумен-
тации в области санитарно-эпидемиоло гического благополучия населения, санитар-
ной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных инфекций.
Необходимо отметить, что реализуемые в Научно-исследовательских противо-
чумных институтах Роспотребнадзора программы профессиональной перепод-
готовки носят фундаментальный характер и отличаются широким образователь-
ным диапазоном, позволяющим слушателям получать не только специальные
теоретические знания, но приобретать практические навыки безопасной работы
с ПБА I — IV групп в процессе реальных диагностических исследований с ис-
пользованием вакцинных штаммов опасных патогенов и их имитаторов.
Наряду с курсами профессиональной переподготовки обучение специалистов
медицинского и биологического профиля по вопросам ББ проводится в цикле
образовательных программ повышения квалификации. На сегодняш ний день
разработано несколько таких программ: «Бактериология. Инфекционные болез-
ни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории
Российской Федерации», «Эпидемиология. Инфекцион ные болезни, требующие
проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской
Федерации», «Лабораторная микология», «Зоология», «Лабораторная диагности-
ка и эпидемиологический надзор за холерой», «Бактериология», «Особо опасные
инфекции», «ПЦР в диагностике инфекционных болезней и индикации патоген-
ных микроорганизмов». Перечислен ные программы составлены с учетов совре-
менного состояния знаний в соответствующих им профильных дисциплинах,
одновременно они знакомят слушателей с новыми методами и приемами про-
ведения различных исследований с соблюдением требований биологической
безопасности.
Для получения дополнительного профессионального образования в сфере
биологической безопасности специалистами Российского научно-иссле-
довательского противочумного института «Микроб» в последние годы были раз-
работаны программы «Биологическая безопасность», «Противодействие биотер-
роризму», «Санитарная охрана территории Российской Федерации».
Программа повышения квалификации «Биологическая безопасность» преду-
сматривает совершенствование у обучающихся знаний и навыков в области обе-
спечения биобезопасности при организации и проведении всех видов работ с ПБА,
в том числе, в очагах особо опасных инфекций. Цикл усовершенствования вклю-
чает теоретические разделы по биологической безопасности с оценкой биологи-
ческих угроз и рисков, вопросы противодействия биологическому терроризму с
акцентом на вероятные агенты биотерроризма, а также вопросы проведения
специфической индикации и идентификации патогенных биологических агентов
I — II групп.
Программа повышения квалификации «Противодействие биотерроризму»
рассчитана на широкий круг слушателей — врачей-бактериологов, врачей-
эпидемиологов противочумных учреждений, лабораторий ООИ Центров гигиены
и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, а также специалистов
управления Роспотребнадзора, учреждений других министерств и ведомств, уча-
ствующих в предупреждении и ликвидации санитарно-эпидемиологических по-
следствий чрезвычайных ситуаций. Программа направлена на совершенствование
теоретических знаний, профессиональных навыков и умений, необходимых для
организации и проведения мероприятий по ликвидации медико-санитарных по-
следствий биотеррористического акта и связанной с ним чрезвычайной ситуации
в области санитарно-эпиде миологического благополучия населения противо-
действию биотерроризму. Содержание программы касается вопросов современной
концепции биобезопасности, биологического терроризма, организации обеспе-
чения биологической безопасности и биозащиты бактериологических лаборато-
рий; проведения специфической индикации и диагностики особо опасных ин-
фекций; организации, взаимодействия специализированных формирований
Рос потребнадзора с лечебно-профилактическими подразделениями и учрежде-
ниями других служб и ведомств, участвующих в ликвидации последствий био-
логических террористических актов с применением ПБА.
Программа «Санитарная охрана территорий Российской Федерации» готовит
специалистов учреждений Роспотребнадзора с высшим медицинским образова-
нием к проведению мероприятий по санитарной охране территории Российской
Федерации, включая санитарно-карантинный контроль в автомобильных, воз-
душных, морских, речных, железнодорожных пунктах пропуска через государ-
ственную границу Российской Федерации.
В предлагаемых образовательных циклах значительное место занимает под-
готовка персонала к овладению современными алгоритмами и методами лабора-
торной диагностики особо опасных инфекций, которые применяются не только
в стационарных лабораториях, но и в полевых условиях. Учебные планы занятий
содержат подробное рассмотрение вопросов биобезопасности на примере нацио-
нальных правил, Рекомендаций ВОЗ и правил по биобезопасности США,
Европейского Союза и Канады [25, 27, 29]. Учебный процесс организован с обя-
зательным использованием средств индивидуальной защиты и соблюдением ре-
гламентированных СП правил биологической безопасности. Лабораторные по-
мещения, предназначенные для проведения занятий, оборудованы инженерными
системами биологической безопасности, предусмотренными соответствующими
современными международными нормами [1, 2].
Отдельное внимание уделено вопросам профессионального риска сотрудников
микробиологических лабораторий и мерам по его снижению. Именно высокий
уровень профессиональной подготовки персонала микробиологических лабора-
торий, знание потенциальных источников и причин возможного заражения по-
зволят снизить профессиональный риск для сотрудников, осуществляющих ра-
боту с патогенными биологическими агентами [6, 20, 28].
Обязательной частью процесса обучения стали сертификационные тесты, по-
зволяющие оптимизировать возможность проверки знаний слушателей и их са-
мообучение. С этой целью в РосНИПЧИ «Микроб» разработана компьютерная
программа «Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил
биологической безопасности работ с биологическими патогенными агентами I II
групп», включающая разделы «Биобезопасность: правила работы с патогенными
микроорганизмами в вопросах и ответах». Сертификационные тестовые задания
в рамках учебных программ профессиональной переподготовки врачей и био-
логов «Бактериология. Основы безопасной работы с патогенными биологически-
ми агентами (ПБА) I — II групп» и повышения квалификации врачей и биологов
«Бактериология. Инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий
по санитарной охране территории Российской Федерации», подготовлены также
в Волгоградском НИПЧИ. Содержание тестов предполагает дифференцирован-
ный подход к контролю знаний специалистов разного профиля и уровня допуска
к работе с ПБА.
Наряду с перечисленными программами профессиональной переподготовки
и повышения квалификации в Научно-исследовательских противочумных инсти-
тутах разработана и реализуется специальная программа «Подготовка личного
состава специализированных противоэпидемических бригад для работы в чрез-
вычайных ситуациях». Кроме того, в РосНИПЧИ «Микроб» проводится обучение
по программе «Подготовка по биологической безопасности членов специализи-
рованных противоэпидемических бригад с инженерно-техническим образовани-
ем».
Основу этих программам составляют положения нормативно-методических
документов, регламентирующих функционирование СПЭБ, действующие зако-
нодательные и нормативно-методические документы по безопасности работы с
ПБА, методические руководства по подготовке специализированных противоэпи-
демических бригад для работы в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 24.03.2015 № 231 «О деятель-
ности специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на
базе противочумных институтов Роспотребнадзора», СПЭБ является мобильным
формированием Роспотребнадзора постоянной готовности, экстренного реаги-
рования и автономного функционирования, использующим современные диа-
гностические, информационные технологии и оборудование, имеющим квали-
фицированный кадровый состав, способный решать задачи по ликвидации и
предупреждению ЧС [6, 18]. Подготовка специалистов для работы в СПЭБ вклю-
чает также получение знаний в области выявления и оценки рисков, возникающих
при функционировании СПЭБ, применения технологий управления рисками и
проведение учений и занятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
с использованием мобильных лабораторий.
Среди учреждений Роспотребнадзора образовательную деятельность по под-
готовке и повышению квалификации специалистов проводят ГНЦ вирусологии
и биотехнологии «Вектор» по профилю биологической безопасности при работе
с вирусами, в том числе I — II групп патогенности, и Государствен ный научный
центр прикладной микробиологии и биотехнологии Рос потребнадзора по про-
граммам «Химическая, биологическая и бактериологическая безопасность.
Основы безопасной работы» для слушателей со средним и высшим инженерным,
техническим или технологическим образованием и «Биологическая безопасность
и биозащита» для лиц с высшим и средним медицинским, медико-биологическим,
биологическим, фармацевтическим, ветеринарным, техническим образованием.
Для слушателей, имеющих медико-биологическое, биологическое, фармацевти-
ческое, ветеринарное, техническое образование дополнительно реализуется про-
грамма «Прикладные аспекты биологической безопасности».
Помимо перечисленных специализированных учреждений медико-
биологического профиля последипломное профессиональное образование в
области биологической безопасности осуществляет также ряд учебных заведений
высшего профессионального медицинского и биологического образования и
учреждений науки. В частности, в Первом московском государственном меди-
цинском университете им. И.М.Сеченова (медико-профилактический факультет
послевузовского профессионального образования) разработана программа
«Управление биологической безопасностью». Программа направлена на повы-
шение профессиональной подготовки специалистов в области биологической
безопасности и включает изучение принципов и основ организации систем
управления биологической безопасностью, процедур и международных практик
работы научно-исследовательских лабораторий уровней защиты BSL1-2, био-
технологических и микробиологических производств, клинических лабораторий;
ознакомление с условиями и методами, обеспечивающими безопасность работы
с биологическими агентами, соответствующими уровню международных требо-
ваний к обеспечению биологической безопасности в микробиологических лабо-
раториях и производствах.
Некоторые университеты предлагают программы по биотехнологии и био-
логической безопасности, ориентированные на студентов и широкий круг спе-
циалистов медико-биологического профиля и реализуются в форме лекционных
циклов и тематических семинаров. Этой цели служат также издаваемые практи-
ческие руководства, монографии и периодически публикуемые материалы, по-
священные различным вопросам биологической безопасности [5, 17, 23].
Однако изначальная подготовка не может считаться вполне достаточной для
эффективного выполнения профессиональных функций. Поэтому ряд исследо-
вателей указывает на необходимость целенаправленно формировать у специали-
стов комплекс знаний и навыков, необходимых для определенных видов деятель-
ности, которые в современном понимании определяются как «совокупность
компетенций» [6, 14]. С этой целью для обеспечения безопасной работы с ПБА в
программы обучения введен раздел «Профессиональные требования», разработан
спектр общих и предметных (профессиональных) компетенций, составляющих
модель компетентного специалиста в области ББ [16].
В рамках проблематики настоящего обзора в обсуждении нуждаются вопросы,
касающиеся подготовки специалистов высшей квалификации. В существующем
сегодня перечне направлений подготовки кадров высшей квалификации по про-
граммам обучения научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ
Министерства образования и науки № 1061 от 12 сентября 2013 года) отсутствует
квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» по профилю «био-
логическая безопасность» и отсутствует соответствующий ей ФГОС. Нельзя не
отметить, что квалификация «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь»
относятся к различным видам деятельности, которые осуществляются в различных
учреждениях. Совершенно очевидно, что квалификация «Преподаватель-
исследователь» может быть присвоена специалисту высшего учебного заведения,
тогда как реальные проблемы ББ решаются профильными специалистами и тре-
буют подготовки в специализированных областях знаний (эпидемиология, микро-
биология, биотехнология и т.д.).
Кроме того, на основании «Таблицы соответствия» отдельных направлений
подготовки специалистов высшего образования, перечень которых утвержден
данным приказом министерства образования и науки Российской Федерации и
«Номенклатуры специальностей научных работников» (Письмо МОН РФ от
06.11.2013 г. № АК-2589/05 «О таблице соответствия»), подготовка научно-
педагогических кадров в аспирантуре по специальности 05.26.06 «Химическая,
биологическая и бактериологическая безопасность» проводится по направлению
20.06.01 «Техносферная безопасность».
При этом направление подготовки кадров 20.06.01 «Техносферная безопас-
ность» включает наряду со специальностью 05.26.06 «Химическая, биологическая
и бактериологическая безопасность» ряд других, в соответствии с номенклатурой
специальностей научных работников, утвержденной Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59. Однако,
за исключением 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», все остальные
специальности, по которым ведется подготовка кадров высшего образования,
относятся к различным отраслям технических наук и лишь отчасти охватывают
предметные области биологической безопасности.
В свою очередь, в паспорт специальности 05.26.06 «Химическая, биологиче-
ская и бактериологическая безопасность» также входит четыре отрасли науки:
химические, технические, биологические и медицинские. Частично медицинский
и биологический профиль ББ отражает «Формула специальности», в которой
биомедицинские аспекты относятся к разработке научных основ биологической
и бактериологической безопасности, технологий и средств защиты от воздействия
опасных биологических и бактериологических факторов, планированию угроз и
ликвидации последствий, вызванных этими факторами. «Области исследований»
специальности 05.26.06 «Химическая, биологическая и бактериологическая без-
опасность» также включают различные специализированные направления.
Таким образом, как следует из приведенных данных, область подготовки спе-
циалистов, обозначенная как 05.26.06 «Химическая, биологическая и бактерио-
логическая безопасность», представлена обширным перечнем самостоятельных
отраслей знаний и соответствующих им направлений исследований, которые с
учетом их специфики могут рассматриваться в рамках отдельных специальностей.
В то же время, в паспорте специальности 05.26.06 «Химическая, биологическая и
бактериологическая безопасность» в разделах «Формула специальности» и
«Области исследований» нет четкого разграничения между понятиями «биологи-
ческая» и «бактериологическая» безопасность, тогда как, с точки зрения совре-
менной трактовки ББ, «бактериологическая безопасность» является лишь част -
ным определением «биологической безопасности».
Все сказанное позволяет считать вполне обоснованной необходимость фор-
мирования отдельной специальности «Биологическая безопасность» с медицин-
ским и биологическим профилем, включая ветеринарные науки, тем более, что
по направлению подготовки 06.06.01 «Биологические науки» специальность «био-
логическая безопасность» не представлена в принципе.
В настоящее время, образовательную деятельность в рамках подготовки
научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура) по биоло-
гической безопасности из научно-исследовательских организаций Роспотреб-
надзора осуществляет лишь РосНИПЧИ «Микроб» по специальности 05.26.02
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям). Исходя из «Формулы
специальности» и «Области исследований», подготовка аспирантов проводится с
учетом актуальных проблем обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуаци-
ях природного, техногенного, биолого-социального и военного характера.
Последипломное профессиональное образование по программам подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 20.00.00
«Техносферная безопасность и природообустройство» по специальности 05.26.02
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (по отраслям) реализуется также в
ряде организаций высшего профессионального образования различ ной ведом-
ственной принадлежности.
Необходимо заключить, что как в образовательных учреждениях медицинско-
го, ветеринарного и биологического профиля, так и в специализированных
научно-исследовательских учреждениях отсутствует подготовка по специальности
«Биологическая безопасность», как и соответствующая специальность ВАК, что
создает трудности при планировании и представлении к защите диссертаций,
выполненных в таких учреждениях.
Таким образом, развитие концепции биологической безопасности и ее обе-
спечения в современных условиях диктует необходимость в постоянном совер-
шенствовании системы профильного высшего и дополнительного профессио-
нального образования в этой области. Необходимость обеспечения биологической
безопасности и управления биологическими рисками в таких областях научно-
практической деятельности как эпидемиология, микробиология, иммунология,
биологическая токсикология, молекулярная биология, генетика микроорга -
низмов, лабораторная и промышленная биотехнология, клиническая лаборатор-
ная диагностика требует разработки, внесения изменений и дополнений в стан-
дарты обучения и содержание образовательных программ по биологической
безопасности в рамках дополнительного профессионального образования (про-
фессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов), а
также подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) с формированием
отдельной специальности «Биологическая безопасность» для специалистов ме-
дицинского и биологического профиля.
Об авторах
О. А. Меринова
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
Email: fake@neicon.ru
к.м.н.,
400131, Волгоград, ул. Голубинская, 7
(8442)37-37-74
РоссияА. В. Топорков
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
Email: fake@neicon.ru
Россия
Л. К. Меринова
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: fake@neicon.ru
Россия
Е. В. Антонова
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
Email: fake@neicon.ru
Россия
Д. В. Викторов
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
Email: fake@neicon.ru
Россия
Список литературы
- Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.3.3118-13. Бюл. норм. и метод. докум. Госэпиднадзора. 2013, 3: 13 — 95-115.
- Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.3.2322-08. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 2009.
- Биологическая безопасность. М., Медицина, 2006.
- Биологическая безопасность. Термины и определения. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева. М., Медицина, 2011.
- Ковтун А.Л., Поклонский Д.Л. Анализ значимости технологий двойного назначения в современном рассмотрении проблем биологической безопасности. Молекулярная медицина. 2012, 5: 17-24.
- Ляпин М.Н. Научное обоснование и совершенствование нормативно-методической базы профилактических (противоэпидемических) мероприятий на биологически опасном объекте: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2016.
- Ляпин М.Н., Ежов И.Н., Дроздов И.Г., Кутырев В.В. Эволюция взглядов на проблему биобезопасности и формирование области специальных знаний. Молекулярная медицина. 2006, 3: 15-19.
- Онищенко Г.Г., Сандахчиев Л.С., Нетесов С.В., Мартынюк Р.А. Биотерроризм: национальная и глобальная угроза. Вестник РАН. 2003, 73: 195-204.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 1. Концептуальные основы биологической безопасности. Вестник РАМН. 2013, 10: 4-13.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 2. Понятийная, терминологическая и определительная база биологической безопасности. Вестник РАМН. 2013, 11: 4-11.
- Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 3. Научное обеспечение национального норматирования широкого формата биологической безопасности. Вестник РАМН. 2014, 11: 118-127.
- Онищенко Г.Г. О мерах по обеспечению биологической безопасности на территории Российской Федерации. Журн. микробиол. 2008, 5: 54-57.
- Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Приказ Президента РФ от 1.11. 2013 № Пр-2573.
- Пермяков О.Е., Менькова С.В. П.26. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М., ФИРО, 2010.
- Победимская Д.Д., Боровик Р.В., Коломбет Л.В., Тюрин Е.А., Нетесов С.В., Ремнев Ю.В., Пальцев М.А. Разработка и опыт реализации образовательной программы «Управление биологической безопасностью». Молекулярная медицина. 2009, 5: 5-10.
- Попов Ю.А., Малюкова Т.А., Тихомирова Л.А., Кутырев В.В. Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации. Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016, 1: 11-18.
- Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. Под ред. Г.Г.Онищенко. М., 2003.
- Пчелинцева М.В. Совершенствование нормативно-методического обеспечения системы противоэпидемических мероприятий при проведении работ с возбудителями инфекционных болезней в мобильных лабораториях специализированных противоэпидемических бригад: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2002.
- Симонова Е.Г. Научно-методические и организационные основы системы управления эпидемическим процессом: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2010.
- Симонова Е.Г. Разработка профилактических программ на основе оценки эпидемиологического риска. М., Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014.
- Суранова Т.Г., Никифорова В.В. Состояние нормативной правовой базы по классификации биологических угроз. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2016, 21: 188-195.
- Шкарин В.В., Ковалишена О.В. Новые инфекции: систематизация, проблемы, перспектива. Н. Новгород, НГМА, 2012.
- Biorisk management. Laboratory biosecurity guidance. World Health Organization. 2013: Available from: http://www.who.int/csr/resources/publications/biosafety/WHO_CDS_EPR_20066.pdf.
- Biosafety and the environment. An introduction to the Cartagena Protocol on Biosafety. United Nations Environment Programme DEC/Information Unit for Conventions International Environment House, Geneva11-13, CH-1219, Switzerland. iuc@unep.ch, www.unep.orgGE.03-01836/E.
- Guidance on regulations for the transport of infectious substances 2009-2010 WHO-2008. World Health Organization [cited 2013 April 17]. Available from: http://www.who.int/csr/resources/publications/biosafety/WHO_HSE_EPR_2008_10.pdf.
- James B. Petro, Theodore R. et al. Biotechnology: Impact on Biological Warfare and Biodefense. J. Bioterr and Biodef. 2003, 1: 161-167. http://www.medscape.com/viewarticle/462541 (accessed October 14, 2009).
- Laboratory Biorisk Management Standard (CWA 15793:2008). Canada. 2008, 7-41. Available from: www.cen.eu/CENORM/sectors/technicalcommitteesworkshops/workshops/ws31.asp.
- Perkins D., Danskin K. On the Front Line of Biodefense: The U.S. Department of Health and Human Services Support to International Biological Risk Management Regimes. J. Bioterr. Biodef. 2011, 2: 111.
- Public health response to biological and chemical weapons: WHO guidance World Health Organization. 2004. Available from: http://www.who.int/csr/delibepidemics/biochemguide/en.
- Suk G., Zmorzynska A., Hunger I. et al. Dual-use research and technological diffusion: reconsidering the bioterrorism threat spectrum. PLoS Pathog. 2011, 7: 111.