OPERATION AND INTERACTION PECULIARITIES OF DIAGNOSTIC LABORATORIES INVOLVED IN PROVIDING PROTECTION FROM INFECTIOUS DISEASES DURING THE XXII OLYMPIC WINTER GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES 2014 IN SOCHI


Cite item

Full Text

Abstract

The experience of the organization and functioning of the laboratory network during the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi is considered. Efforts to establish an effective system of laboratory support, the order of work and interaction of diagnostic laboratories involved in diseases control of population during the Olympic Games are analyzed.

Full Text

Проведение крупных международных мероприятий - неотъемлемая часть жизни и функционирования современного развитого государства. Одно из основных направлений работы при их организации - обеспечение безопасности участников, гостей и местного населения и, в частности, биологической безопасности. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения массовых мероприятий связаны, прежде всего, с возможными вспышками инфекционных болезней, характерных для данной местности, а также заносом различных нозологических форм инфекций с других территорий [7, 8, 14]. В последние годы возросла угроза проведения биологических террористических актов [5, 9]. Вышесказанное определяет необходимость функционирования многоступенчатой структуры лабораторной сети, обеспечивающей проведение диагностики широкого перечня инфекционных болезней и индикацию их возбудителей, создания достаточных лабораторных мощностей, организации межлабораторного взаимодействия, подготовки специалистов и моделирования на учениях различных сценариев возможного возникновения санитарно-эпидемиологических осложнений. Цель данной публикации - анализ опыта организации, подготовки, функционирования и взаимодействия лабораторий, задействованных в диагностике инфекционных болезней и индикации их возбудителей в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Деятельность по созданию эффективной системы лабораторного обеспечения на этапе подготовки к Олимпийским играм. В основе подготовительного периода работы был анализ достаточно большого опыта, накопленного за рубежом и в нашей стране при проведении крупных массовых мероприятий: саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке, Универсиады 2013 г. в Казани, Олимпиад - 2010 г. в Ванкувере и 2012 г. в Лондоне и др. [4, 6 - 8]. В результате были определены принципиальные научно-обоснованные направления (алгоритмы) деятельности по организации работы лабораторных служб во время Олимпийских игр. Основной составляющей работы на этом этапе было создание необходимой нормативной базы. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе совместно с другими ведомствами и министерствами, участвующими в противоэпидемическом обеспечении населения, был разработан ряд распорядительных и нормативно-методических документов, регламентирующих порядок работы и взаимодействия между учреждениями, организацию лабораторно-диагностических исследований во время Олимпийских игр (в т.ч. приказы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - 12, приказы Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю - 7, методические рекомендации - 2, методическое пособие - 1, порядки - 4, схема взаимодействия при ЧС - 1, оперативный план противоэпидемических мероприятий - 1). Особенности организации лабораторных исследований во время Олимпийских игр определялись эпидемиологическим риском, а именно: прибытие большого числа участников и гостей; возможная перегрузка систем жизнеобеспечения (водоснабжения, канализации, общественного питания), одним из последствий которой может быть активация путей передачи инфекции; возможностью заноса или сезонной вспышки инфекционной болезни, требующей обследования большого числа контактных или лиц из числа декретированных контингентов; угроза заноса экзотической, «новой» для Российской Федерации инфекции или преднамеренного (биотеррористического) заражения продуктов питания и объектов окружающей среды патогенными микроорганизмами. Все перечисленное напрямую связано с необходимостью увеличения объемов лабораторных исследований, расширения спектра выявляемых патогенных биологических агентов, что, в свою очередь, предопределяло необходимость укрепления лабораторной сети и особой организации ее работы. С учетом этого лабораторная служба филиала Центра гигиены и эпидемиологии в г. Сочи была усилена специалистами Краснодарского края, всего были задействованы 282 сотрудника. Основываясь на положительном опыте привлечения специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) противочумных институтов Роспотребнадзора для ликвидации последствий различных ЧС и обслуживания массовых и особо важных мероприятий были задействованы СПЭБ Ставропольского противочумного института. В период подготовки для обеспечения готовности к различным сценариям осложнения эпидемиологической ситуации было проведено 8 масштабных межведомственных учений с участием задействованных ведомств и учреждений. Решались задачи по отработке алгоритмов реагирования на локальные вспышки, действий при выявлении больных особо опасными инфекциями, взаимодействия различных структур при возникновении ЧС, проводилась оценка систем оповещения и отчетности, укомплектованности кадрами, необходимым оборудованием, диагностическими препаратами, определение пороговой мощности лабораторных баз, порядок привлечения резервных лабораторий при превышении пороговой мощности и т.д. [1]. На основании выводов, сделанных по итогам учений, уточнены направления работы по оснащению диагностических лабораторий и их усилению за счет привлечения квалифицированных специалистов из других учреждений. Важной составляющей подготовительной работы была подготовка лабораторных кадров на курсах повышения квалификации и по специальным программам. Всего в период 2012 - 2013 гг. в Ставропольском противочумном институте по тематикам лабораторная диагностика и профилактика особо опасных и других инфекций, биологическая безопасность были обучены 270 специалистов. Организация лабораторных диагностических исследований, решение вопросов взаимодействия. Согласно разработанному порядку лабораторного исследования клинического материала и проб из объектов окружающей среды [11, 12] в работе были задействованы лаборатории Инфекционной больницы № 2, Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае, Ставропольского противочумного института. На случай возникновения ЧС были предусмотрены резервные базы: в с. Веселое, между прибрежным и горным кластером располагались 3 диагностические лаборатории мобильных комплексов СПЭБ. Специальным соглашением было предусмотрено взаимодействие лабораторий СПЭБ и НИИ Минобороны, предусматривающее информационный обмен и действия при возникновении ЧС. Исследование клинического материала проводилось на базе лаборатории Инфекционной больницы № 2. Контроль объектов окружающей среды, продуктов питания по санитарно-микробиологическим, химическим, радиологическим, паразитологическим показателям, а также исследование материала от лиц, контактировавших с больными, обеспечивали лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае. В случае необходимости усиления лабораторной базы г. Сочи при больших объемах исследований (превышение максимального порогового объема исследований) задействовалась лабораторная база СПЭБ. При возникновении ситуации, связанной с подозрением на особо опасную или «новую» инфекцию, исследуемый материал направлялся в СПЭБ. С целью идентификации и углубленной генетической характеристики возбудителей бактериальной и вирусной природы при необходимости нативный материал и выделенные культуры должны были направляться в референс-центры по соответствующим нозологиям, функционирующие на базе ведущих НИИ Роспотребнадзора. С учетом возможной необходимости диагностики экзотической для Российской Федерации инфекции, в том числе особо опасной, обеспечена готовность СПЭБ к детекции 82 видов возбудителей бактериальной и вирусной природы, в том числе с применением схем индикации «неизвестного» патогена. Была обеспечена возможность срочной поставки дополнительных тест-систем в случае увеличения объемов исследований. Забор клинического материала от больных инфекционными болезнями (подозрительных на заболевание), нуждающихся в госпитализации, осуществлялся на базе Инфекционной больницы № 2 и Краевой больницы № 4. Забор материала от лиц с подозрением на инфекционную болезнь или больных, не нуждающихся в госпитализации, проводился по месту обращения. Сопроводительные документы составляли в двух экземплярах: один отправляли вместе с пробами в лабораторию, второй (копия) оставался в учреждении, направившего пробы на исследование. Доставку проб для лабораторных исследований обеспечивало учреждение, в котором проводился забор материала. Ответ по результатам лабораторной диагностики направлялся немедленно по указанному в направлении адресу в учреждение, направившее материал для исследования. В случае выявления больного с подозрением на особо опасную инфекцию (ООИ) информация (экстренное извещение) от службы скорой медицинской помощи или лечебнопрофилактической организации (ЛПО), в которой был поставлен предварительный клинический диагноз, должна была быть немедленно направлена в оперативный штаб Роспотребнадзора в Краснодарском крае, руководитель которого информировал заинтересованные ведомства и обосновывал предложения по сбору санитарно-противоэпидемической комиссии для координации мероприятий по реагированию на ЧС. Забор и упаковку проб клинического и/или секционного материала при подозрении на ООИ должны были осуществлять медицинские работники ЛПО в присутствии и под руководством специалиста СПЭБ, обученного правилам биологической безопасности. В этом случае транспортирование проб должна была осуществляться на автотранспорте СПЭБ в сопровождении полицейской машины. Отбор (и доставку) проб из объектов окружающей среды для плановых исследований и по эпидемиологическим показаниям (продукты питания, вода из централизованных источников водоснабжения и др.) осуществляли специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае в присутствии представителя учреждения, в котором проводили отбор, в соответствии с действующими нормативно-методическими документами. По результатам проведенных анализов составлялся протокол лабораторных исследований (при анализе продуктов питания также оформлялось заключение о соответствии исследуемого продукта требованиям нормативных документов), который направлялся в оперативный штаб и организацию, откуда была доставлена проба. При подозрении на ООИ отбор, упаковку, транспортирование и лабораторные исследования проб из объектов окружающей среды должны были осуществлять специалисты СПЭБ. При выявлении возбудителя ООИ в клиническом материале и/или в пробах из объектов окружающей среды начальник СПЭБ должен был немедленно направить протокол лабораторного исследования в оперативный штаб и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С учетом важности выдачи результатов лабораторных исследований в кратчайшие сроки и возможного поступления большого числа образцов для анализа, с основанием на специально разработанные методические документы [2, 3, 10 - 12] применялся следующий порядок лабораторной диагностики: в качестве приоритетных использовали методы специфической индикации, в первую очередь ПЦР, позволяющие проводить детекцию возбудителей инфекционных болезней в максимально короткие сроки; с целью сокращения количества исследований методом ПЦР ного выявления нуклеиновых кислот нескольких видов возбудителей; для повышения точности и информативности анализа применяли ПЦР тест-системы, позволяющие проводить одновременную детекцию нескольких маркеров возбудителя (при возможности); с целью сокращения времени проведения исследований максимально задействовали автоматические анализаторы (биочип-анализаторы для детекции биотоксинов и ПБА «Диагем», «ePaTOX II», анализаторы для санитарно-микробиологических исследований «mini VIDAS», «TEMPO», «БакТрак» и др.); при проведении лабораторной диагностики инфекционных болезней положительный ответ по данным ПЦР являлся основанием для оперативного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий с учетом анализа эпидситуации. Отчет о проделанной работе лабораторий, обеспечивающих исследование клинического материала и проб из объектов окружающей среды, ежедневно направлялся в оперативный штаб, где проводился анализ полученных данных и составлялся общий отчет о санитарно-эпидемиологической обстановке в регионе, который направлялся в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в организационный комитет Олимпийских игр. В случае возникновения санитарно-эпидемиологических осложнений, связанных со вспышками инфекционных болезней, подозрении на ООИ и инфекцию, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ, информация должна была направляться незамедлительно, а частота предоставления отчетов изменялась в зависимости от конкретной ситуации. В работе Организационного комитета участвовал представитель Роспотребнадзора, который обеспечивал постоянное взаимодействие с другими ведомствами, задействованными в организации и обеспечении проведения Олимпийских игр. Межведомственное взаимодействие в случае возникновения ЧС осуществлялось в соответствии с регламентом, определяющим совместные действия, задачи различных служб, и схемой, действующей в период подготовки и проведения Олимпийских игр, в которой были указаны алгоритм передачи информации и ответственные лица [13]. Работа диагностических лабораторий в период проведения Олимпийских игр. Работа диагностических лабораторий в период Олимпийских игр была организована в круглосуточном режиме с назначением ответственных дежурных. Общее руководство, координирование деятельности лабораторий, распределение потоков клинического материала и проб из объектов окружающей среды между ними в случае пороговой загруженности осуществлял оперативный штаб. Для передачи информации использовали основной и дублирующий каналы связи. Протоколы лабораторных исследований сразу после получения результатов отправляли по электронной почте в оперативный штаб и передавали в организации, направившие материал на исследование. Одной из проблем была значительная территориальная разобщенность мест проведения игр, клинических и лабораторных баз. Так, расстояние от горного кластера до Инфекционной больницы № 2 составляет 90 км. Поэтому особое внимание уделялось планированию работы по забору проб и доставке материала в лаборатории. Определенную роль в решении этих задач сыграло использование географических информационных систем (ГИС). В режиме реального времени, с привязкой к карте местности, на ГИС-платформе (использован сервер Ставропольского противочумного института) предоставлялась информация о результатах обследования декретированных групп, объектов проживания и питания, спортивных объектов, анализировались ближайшие планы работы групп, задействованных в отборе и доставке проб для исследований. Кроме этого, размещались совмещенные с географическими координатами данные о первичных извещениях об инфекционных больных, что позволяло отслеживать текущую ситуацию и оперативно принимать управленческие решения. В период проведения Олимпийских игр лабораторией на базе Инфекционной больницы № 2 было выполнено 1954 лабораторных исследования, в т.ч. на острые кишечные инфекции - 1055, на воздушно-капельные инфекции - 899. На базе Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае проведено 53 431 исследование, из них по детекции ПБА или оценке микробиологических показателей - 27 715. На завершающем этапе подготовки и в процессе работы были уточнены задачи СПЭБ, которая выполняла обследование объектов проживания и спортивных объектов на ле-гионеллы; исследование воды из источников централизованного водоснабжения на группу кишечных вирусов, морской воды на вибриофлору; профилактическое обследование декретированных групп на возбудителей острых кишечных инфекций; скрининговые исследования продуктов питания на наличие возбудителей кишечных инфекций и других патогенных биологических агентов. Эти анализы имели особое значение в плане предотвращения возможного преднамеренного заражения (контаминации) продуктов. Всего СПЭБ было выполнено 11 747 исследований, из которых большую часть (8964) составили анализы при обследовании декретированных контингентов. В основе создания лабораторной сети, ориентированной на эффективное функционирование во время проведения Олимпийских игр, была разработка всеобъемлющей нормативной базы, регулирующей организацию работы и специальных методических документов, уточняющих особенности выполнения диагностических исследований различного материла при массовых мероприятиях. На завершающем этапе этой работы был использован хорошо обобщенный опыт Универсиады 2013 г. в Казани. В результате была применена новая тактика лабораторной диагностики и индикации, позволяющая добиться существенного повышения производительности диагностических лабораторий [1, 11, 12]. Это было одной из особенностей функционирования лабораторной системы г. Сочи в этот период. Во время проведения Олимпийских игр функционировала единая структура лабораторной сети, состоящая из лабораторий различных учреждений и ведомств. При этом был решен ключевой вопрос - организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями, задействованными в противоэпидемическом обеспечении и непосредственно лабораториями обеспечивающими проведение исследований клинического материала и проб из объектов окружающей среды. На этапе подготовки была обеспечена готовность ко всем прогнозируемым сценариям осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки. Для этого был существенно усилен кадровый потенциал учреждений, задействованных в индикации ПБА и лабораторной диагностике инфекционных болезней. За счет применения всего имеющегося комплекса современных препаратов для молекулярной диагностики (отечественного производства) были существенно расширены возможности идентификации бактерий и вирусов и постановки этиологически верного диагноза при ОКИ, ОРЗ и др. Применение современных автоматизированных средств лабораторного анализа обеспечило возможность быстрого осуществления индикации различных ПБА и идентификации микроорганизмов. Важными элементами подготовки стали обучение кадров на курсах специализации в НИИ Роспотребнадзора, проведение учений и тренировочных занятий по профильным направлениям. Основное количество исследований во время Олимпийских игр было направлено на лабораторный контроль продуктов питания и воды централизованного водоснабжения, а также профилактическое обследование декретированного контингента - работников объектов общественного питания. Качественное проведение этих работ позволило избежать проявления основного риска Олимпиад, связанного со вспышками кишечных инфекций. Дальнейшее развитие получила тактика использования СПЭБ Роспотребнадзора: впервые был реализован принцип комплексного формирования бригады (с привлечением ведущих специалистов разных НИИ и организаций Роспотребнадзора), применены новые методы детекции ПБА (токсинов) и новая приборная база для генетического анализа штаммов-патогенов. Деятельность Роспотребнадзора в период Олимпийских игр стала основой для дальнейшего развития теоретической и практической базы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и защиты от биологической угрозы при проведении массовых и особо важных мероприятий.
×

About the authors

G. G Onischenko

Russian Academy of Sciences

Moscow

А. Уы Ророуа

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

I. V Bragina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

B. P Kuzkin

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

E. B Ezhlova

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

Yu. V Demina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

A. S Guskov

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

G. E Ivanov

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

L. V Chikina

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow

V. P Klindukhov

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

T. V Grechanaya

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

S. Ch Tesheva

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

A. N Kulichenko

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

D. V Efremenko

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

E. A Manin

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

I. V Kuznetsova

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

V. V Parkhomenko

Centre for Hygiene and Epidemiology in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

O. A Kulichenko

Centre for Hygiene and Epidemiology in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

G. K Rafeenko

Centre for Hygiene and Epidemiology in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

L. I Scherbina

Centre for Hygiene and Epidemiology in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

D. L Zavora

Infectious Hospital No. 2

Krasnodar, Russia

A. F Bryukhanov

Infectious Hospital No. 2

Krasnodar, Russia

V. E Eldinova

Black Sea Plague Station

Novorossiysk, Krasnodar Territory, Russia

Yu. V Yunicheva

Black Sea Plague Station

Novorossiysk, Krasnodar Territory, Russia

S. K Derlyatko

Black Sea Plague Station

Novorossiysk, Krasnodar Territory, Russia

N. S Komarova

Sochi Branch of Centre for Hygiene and Epidemiology in Krasnodar Territory

Sochi, Territory, Russia

References

  1. Куличенко А.Н., Ефременко Д.В., Кузнецова И.В. и др. Обеспечение готовности специализированных противоэпидемических бригад к работе при проведении массовых мероприятий. Журн. микробиол. 2014, 1: 76-80.
  2. Методические рекомендации МР 3.1.0079/2-13 «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием».
  3. Методические рекомендации МР 4.2.0070/1-13 «Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий».
  4. Онищенко Г.Г., Кутырев В.В. (ред.). XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Тверь, 2013.
  5. Онищенко Г.Г. (ред.). Обеспечение биологической, химической и токсико-радиационной безопасности при террористических актах. М., 2005.
  6. Онищенко Г.Г. (ред.). Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012. Новосибирск, 2013.
  7. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Зайцева О.А. и др. Опыт стран-организаторов Олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы. Журн. микробиол. 2014, 1: 70-75.
  8. Онищенко ГГ, Куличенко А.Н., Малецкая О.В. и др. Обеспечение защиты от биологических угроз при проведении Олимпийских игр. Пробл. особо опасных инф. 2010, 4 (106): 5-8.
  9. Онищенко ГГ, Сандахчиев Л.С., Нетесов С.В. и др. Биотерроризм: национальная и глобальная угроза. Вестник Российской Академии наук. 2003, 3 (73): 195-204.
  10. Организация и порядок проведения лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Методическое пособие. Ставрополь, 2014. http://www.snipchi.ru (дата обращения 15.09.14).
  11. Порядок лабораторного обеспечения диагностики инфекционных болезней в период проведения ХХП Олимпийских зимних игр и Х! Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Утвержден руководителем Роспотребнадзора 08.09.2013 г. http://wwwsnipchi.ru (дата обращения 12.09.14).
  12. Порядок лабораторного обеспечения исследований проб окружающей среды в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Утвержден руководителем Роспотребнадзора 08.09.2013 г. http://wwwsnipchi.ru (дата обращения 12.09.14).
  13. Схема взаимодействия в случае возникновения ЧС в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Утверждена руководителем Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 29.05.2013 г. http://www.snipchi.ru (дата обращения 16.09.14).
  14. Удовиченко С.К., Топорков А.В., Карнаухов И.Г. и др. Оценка потенциальной эпидемической опасности международных массовых мероприятий по актуальным инфекционным болезням. Пробл. особо опасных инф. 2013, 3: 29-39.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Onischenko G.G., Ророуа А.У., Bragina I.V., Kuzkin B.P., Ezhlova E.B., Demina Y.V., Guskov A.S., Ivanov G.E., Chikina L.V., Klindukhov V.P., Grechanaya T.V., Tesheva S.C., Kulichenko A.N., Efremenko D.V., Manin E.A., Kuznetsova I.V., Parkhomenko V.V., Kulichenko O.A., Rafeenko G.K., Scherbina L.I., Zavora D.L., Bryukhanov A.F., Eldinova V.E., Yunicheva Y.V., Derlyatko S.K., Komarova N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-75442 от 01.04.2019 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies