ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF MAINTENANCE OF BIOLOGICAL SAFETY OF THE OLYMPIC GAMES


Cite item

Full Text

Abstract

The analysis of the international experience in providing measures of health and disease safety at the Olympic Games was done. The stages of the formation of bio-security system at public events were considered, including measures to prevent infection outbreaks, the use of computer and information technologies.

Full Text

Массовые международные мероприятия (религиозные, политические, социокультурные, спортивные) в настоящее время стали обычными явлениями для многих стран мира. Их количество, частота проведения и масштабы со второй половины прошедшего столетия неуклонно растут. Как известно, массовые скопления людей локально увеличивают угрозу эпидемических вспышек, а международный статус мероприятия может привести к распространению инфекционных болезней по всему миру. Кроме того, события, обусловливающие скопление множества людей, являются привлекательными для преднамеренного применения патогенного биологического агента (ПБА). Поэтому проблемы биологической безопасности во время массовых мероприятий в настоящее время приобретают все большее значение. К тому же, как отмечает ВОЗ, во время таких событий может иметь место не только причинение вреда здоровью граждан, значимость мероприятия может привести к серьезным последствиям политического характера [5]. Наиболее важными и массовыми спортивными событиями в мире являются Олимпийские игры. Из-за довольно значительных размеров территории, задействованной в проведении игр, продолжительности, международного участия и массового интереса эти мероприятия требуют исключительно высокого уровня готовности здравоохранения и разработки стратегий предотвращения эпидемиологического риска и реагирования на него. Впервые об эпидемиологическом надзоре было упомянуто в докладе Комитета здравоохранения во время XXIII летних Олимпийских игр в 1984 году в Лос-Анджелесе. Систему санитарно-эпидемического надзора (общественного здравоохранения) Олимпийских игр возглавлял департамент здравоохранения Лос-Анджелеса. Три раза в неделю по телефону собирались отчеты из 198 объектов, подлежащих контролю. Данные о заболеваемости записывались на специальную конфиденциальную карту. Под контроль были взяты продукты питания, питьевая вода, вода из бассейнов и стоки канализации. Проводились проверки лицензий на открытие точек питания, в случае ее отсутствия точка немедленно закрывалась [11]. В период XXIV Олимпийских летних игр в Сеуле апробированная в Лос-Анджелесе система профилактических мер была дополнена иммунизацией против холеры и брюшного тифа сотрудников медицинских учреждений и лиц, задействованных в организации Олимпийских игр, а также проведением бактериологического обследования работников ресторанов, поставщиков продуктов питания и др. Было установлено 17 нозологических форм инфекционных болезней, потенциально опасных для местного населения, участников и гостей игр. Правительством и организаторами игр была развернута программа по совершенствованию гигиены общественного питания, охватывающая около 175 тыс. различных точек питания, включая автоматизированные пункты продажи питьевых напитков, сэндвичей и др., приближенных к месту проведения игр [12]. Реальная опасность осложнения эпидемиологической обстановки в результате заноса инфекционных болезней в период крупных мероприятий с последующим распространением инфекции была наглядно подтверждена при возникновении вспышки кори в 1991 г. на международных спортивных соревнованиях в США. Источником инфекции стал спортсмен, прибывший из Аргентины, где в это время была эпидемия кори [7]. После серии террористических атак 2001 г. в США с применением спор возбудителя сибирской язвы представлялась реальной угроза целенаправленного контаминирования продуктов питания ПБА. Организационным комитетом Олимпийских игр 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (SLOC) было решено скупить все продовольственные товары у поставщиков. После проведенной проверки продукты направлялись к местам их реализации в специально санированных транспортных средствах [13]. Таким образом, SLOC обеспечила централизацию поставок продовольствия для розничной сети. Анализ итогов 37 крупных спортивных и культурных массовых мероприятий за рубежом показал, что вспышки инфекционных болезней отмечались в 28 случаях, при этом 13 из них возникли в результате заноса инфекций участниками и гостями. Ведущими механизмами передачи возбудителей были аспирационный (53,5% случаев) и фекально-оральный (43 %). Из нозологических форм чаще встречались грипп (25 %) и норовирусная инфекция (14,3 %) [4]. Автоматизация процесса сбора и хранения эпидемиологической информации была впервые применена при проведении XXVI летних Олимпийских игр в Сиднее. По каждому случаю обращения в медицинское учреждение сведения о дате и времени обращения, дате рождения обратившегося, стране его проживания, причине обращения, а также предварительный диагноз заносились в базу данных [5]. Лабораторные исследования проводились по 22 нозологическим формам инфекций [10], данные обобщались, размещались на веб-сайте и передавались в Олимпийский координационный центр, где определялись приоритетные профилактические (противоэпидемические) меры [14]. Эпидемиологический надзор за инфекционными болезнями во время XIX зимних Олимпийских игр в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити проводился с помощью разработанной для этой цели системы TheraDoc Antibiotic Assistant, главным элементом которой была программа Health Level 7, которая содержала все данные по каждому случаю обращения за медицинской помощью, включая результаты проведенных лабораторных исследований [8]. Три раза в день проводился анализ данных, в случае превышения допустимого уровня какого либо показателя срабатывала автоматическая система предупреждения и на экране выводилась необходимая информация. Использование геоинформационных систем на XXVIII летних Олимпийских играх в 2004 г. в Афинах позволило в режиме реального времени анализировать поступающие сведения о заболеваемости, результатах инспекционных проверок и лабораторных исследований. Для проведения санитарной инспекции на объектах были разработаны 19 форм внесения информации. В 2006 году на XX зимних Олимпийских играх в Турине для проведения оценки эпидемиологической обстановки информация в Региональную службу эпидемиологического наблюдения, профилактики и борьбы с инфекционными болезнями (SeREMI), осуществляющую контроль за инфекционными болезнями во время проведения Олимпийских игр, поступала из специализированных служб по четырем основным направлениям: о случаях диагностирования инфекционных болезней, о лабораторном выявлении патогенных агентов, о случаях гриппоподобных заболеваний и по системе синдромного надзора. В SeREMI проводились обработка и анализ полученных данных, результаты ежедневно публиковались на сайте SeREMI [15, 16]. В Пекине во время XXIX летних Олимпийских игр дополнительно осуществляли надзор за опасными инфекционными болезнями, распространяющимися насекомыми и грызунами. Успешное предотвращение трансмиссивных вспышек было ключевым фактором в системе превентивных мер по обеспечению эпидемиологической безопасности Олимпийских игр в Пекине. С целью разграничения и оптимизации проведения профилактических мероприятий в отношении опасных инфекционных болезней последние были сгруппированы по степени опасности: а) высокий (14 типов - высокопатогенный птичий грипп, сибирская язва, геморрагическая лихорадка Эбола, тяжелый острый респираторный синдром, бактериальная дизентерия, острый геморрагический конъюнктивит, гепатит А, ВИЧ, грипп, легионеллез, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, корь, спинномозговой менингит, болезни, передающиеся половым путем, в том числе гонорея, сифилис, генитальный герпес, хламидиоз); б) умеренный (5 видов - лихорадка Западного Нила, полиомиелит, бешенство, желтая лихорадка, лихорадка Денге); в) низкий (1 вид - бруцеллез) [6]. Для контроля распространения инфекционных болезней воздушным транспортом в период XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г. и XXX летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. использовали специально разработанную для Олимпийских игр в Ванкувере систему Bio.DIASPORA, объединяющую информацию о коммерческих полетах в мире, инфекционной заболеваемости, популяциях животных и насекомых - носителей и переносчиков возбудителей инфекций, изменениях экологических и климатических условий. Bio.DIASPORA использует информацию об эпидемиях не только из данных ВОЗ и правительственных отчетов, а также обращается к докладам о локальных вспышки в СМИ или интернет-ресурсах (социальные сети, блоги) [9]. В 2012 году в Лондоне в период подготовки и проведения XXX летних Олимпийских игр основным направлением работы было создание сети, включающей различные службы, задействованные в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия, а также организация взаимодействия и передачи информации внутри нее. Была существенно усилена лабораторная база. Отдел микробиологических услуг состоял из 21 референс-лаборатории, 8 региональных лабораторий общественного здравоохранения и 5 экологических лабораторий, расположенных по всей Англии [17]. Мероприятия по обеспечению биологической безопасности при Олимпийских играх и других мероприятиях, сопровождающихся массовыми скоплениями людей, проводятся страной-организатором с учетом требований международных организаций (МОК, ВОЗ). Стратегия мероприятий направлена на усиление санитарно-эпидемиологического надзора с учетом возможности заноса инфекционных болезней участниками и гостями мероприятия, предотвращение угрозы преднамеренного применения ПБА, минимизацию возможности реализации механизмов передачи возбудителей инфекций, обеспечение наличия ресурсов, позволяющих быстро принимать меры в ответ на вспышки инфекций. При подготовке к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи с учетом анализа зарубежного опыта защиты от биологической угрозы при проведении Олимпийских игр и собственного опыта Роспотребнадзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при проведении массовых и важных мероприятий [1, 2, 3] была создана целостная система биологической безопасности. Главная роль при этом отводилась системному подходу и осуществлению конструктивного взаимодействия Роспотребнадзора с профильными министерствами и ведомствами. Эффективность и надежность созданной в Российской Федерации системы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи была подтверждена на практике по итогам этого важного общественно-политического события. Л ИТЕРАТУРА
×

About the authors

G. G Onischenko

Russian Academy of Sciences

Moscow, Russia

A. Yu Popova

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow, Russia

V. Yu Smolensky

Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare

Moscow, Russia

O. V Maletskaya

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

T. V Taran

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

V. M Dubyansky

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

O. V Semenko

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

D. S Agapitov

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

G. M Grizhebovsky

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

E. A Manin

Stavropol Plague Control Research Institute

Stavropol, Russia

V. P Klindukhov

Administration of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory

Krasnodar, Russia

V. G Oroby

Territorial Department of Rospotrebnadzor in Krasnodar Territory in Sochi

Sochi, Krasnodar region, Russia

A. D Antonenko

Stavropol State Medical University

Stavropol, Russia

References

  1. XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия. ГГ.Онищенко, В.В.Кутырев (ред.). Тверь, 2013.
  2. Онищенко Г.Г., Кузькин Б.П., Ракитин И.А. и др. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита «группы двадцати» в Санкт-Петербурге в 2013 г. Организация и приоритетные направления работы в период проведения саммита. Пробл. особо опасных инф. 2013, 4: 11-15.
  3. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Малецкая О.В. и др. Обеспечение защиты от биологических угроз при проведении олимпийских игр. Пробл. особо опасных инф. 2010, 4 (106): 5-8.
  4. Удовиченко С.К., Топорков А.В., Карнаухов И.Г. и др. Оценка внешних и внутренних угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в условиях проведения массовых спортивных мероприятий. Пробл. особо опасных инф. 2013, 2: 26-32.
  5. Churches T. Health surveillance at Olympic venues: The Medical Encounter Reporting System. New South Wales Public Health Bulletin. 2000, 11 (8): 145-146.
  6. Dapeng J., Ljungqvist A., Troedsson H. The health legacy of the 2008 Beijing Olympic Games: successes and recommendations. Geneva, WHO, 2010.
  7. Ehresmann K.R., Hedberg C.W, Grimm M.B. et al. An outbreak of measles at an international sporting event with airborne transmission in a domed stadium. J. Infect Dis.1995, 171 (3): 679-683. http://www.jid.oxfordjournals.org/content/171/3/679.pdf (дата обращения 03.02.13).
  8. Gundlapalli A.V, Rubin M.A., Samore M.H. et al. Influenza, winter olympiad, 2002. Emerg. Infect. Dis. 2006, 12 (1): 144-146.
  9. Hamzelou J. Crowded places like the Olympics breeding grounds for disease. Chicago Tribune (2012). http://articles.chicagotribune.com/2012-07-25/lifestyle/sns-201207241930--tms--premhnstr--k-j20120725-20120725_1_john-brownstein-outbreaks-infectious-diseases (дата обращения 15.11.13).
  10. Jorm L.R., Thackway S.V, Churches T.R. et al. Watching the Games: public health surveillance for the Sydney 2000 Olympic Games. J. Epidemiol. Community Health. 2003, 57 (2): 102-108.
  11. Official Report ofthe Games ofthe XXIII Olympiad, Los Angeles, 1984. http://library.la84.org/6oic/ OfficialReports/1984/1984v1.pdf (дата обращения 16.12.12).
  12. Official Report of the Organizing Committee for the Games of the XXIVth Olympiad Seoul 1988. http://library.la84.org/6oic/OfficialReports/1988/1988v1p1.pdf (дата обращения 19.12.12).
  13. Official Report of the XIXth Olympic Winter Games. http://wwwla84foundation.org/6oic/ OfficialReports/2002/2002v1.pdf (дата обращения 12.12.12).
  14. Official Report of the XXVII Olympiad, Sydney 2000. http://library.la84.org/6oic/Offi-cialReports/2000/2000v1.pdf (дата обращения 27.02.13).
  15. Olimpiadi e salute. http://www.epicentro.iss.it/focus/olimpiadi/olimpiadi.asp (дата обращения 10.03.13).
  16. Olympic watch. Rapporto tecnico. Numero 2. Sorveglianza Integrata Area Olimpica. http://www epicentro.iss.it/focus/olimpiadi/RapportoTecnico2.pdf (дата обращения 10.03.13).
  17. Severi E., Heinsbroek E., Watson C. et al. HPA Olympics Surveillance Work Group. Infectious disease surveillance for the London 2012 Olympic and Paralympic Games. Euro Surveill. 2012, 17 (31). http://www.eurosurveillance.org/images/dynamic/EE/V17N31/art20232.pdf (дата обращения 10.03.13).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Onischenko G.G., Popova A.Y., Smolensky V.Y., Maletskaya O.V., Taran T.V., Dubyansky V.M., Semenko O.V., Agapitov D.S., Grizhebovsky G.M., Manin E.A., Klindukhov V.P., Oroby V.G., Antonenko A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-75442 от 01.04.2019 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies